Снежана Сергеевна Гарбуз
Консультация «Методика нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика нравственного воспитания»
Введение
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Публикация «Консультация „Методика нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
В. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В своих работах он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение.
А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.
Сущность процесса воспитания
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание).
По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания : избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.
Методы нравственного воспитания
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога.
Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.
При помощи методов нравственного воспитания осуществляется :
• целенаправленное воздействие на учащихся,
• организуется и направляется их жизнедеятельность,
• обогащается их нравственный опыт.
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как :
упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.
К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.
А также применяют традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированный нравственных качеств личности является внутренний контроль.
Реализовывать программы нравственного воспитания можно при помощи следующих методов (обучения) : беседа, разъяснение, требование, пример, наказание, поощрение, упражнение, методы контроля и самоконтроля, игра.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.
Методы нравственного воспитания должны подкрепляться деятельностью, то есть дети должны постоянно использовать свои знания на практике.
Формы нравственного воспитания
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Ребенок, как личность формируется и под влиянием родителей, и под влиянием учителя, и в обществе сверстников. Для реализации программы нравственного воспитания выбирают индивидуальную, фронтальную, групповую формы, будь то урочная или внеурочная деятельность.
Это могут быть различные занятия, направленные на развития определенных нравственных качеств : уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка, окружающего мира.
К формам воспитательной деятельности можно отнести и экскурсию, например, литературную, на которой, помимо академических знания, формируется и нравственность младших школьников. Также можно организовывать внеклассные походы учеников в театр и музеи.
Эффективность нравственного воспитания повышается, если соблюдать следующие формы взаимодействия:
• участие всех представителей в проведении мероприятий в рамках реализации программы;
• проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
В рамках реализации программы нравственного воспитания школьников необходимо также работать с их родителями. Для этого могут быть использованы различные формы работы с родителями: собрание, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
К внешкольным формам нравственного воспитания можно отнести просмотр мультфильмов и кинолент.
Вывод
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, само регуляции и самоуправлению.
На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.