МААМ-картинки

Консультация «Детский совет. Технология «Выбор»

Елена Лысенкова
Консультация «Детский совет. Технология «Выбор»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Тема: «Детский совет»

технология «Выбор»

Связь между успехами детей в учении и возможностями самостоятельного выбора.

Учиться значит пробовать, делать что-то новое и неизведанное, рисковать. Когда дети по своему желанию, по своему выбору делают что-либо, они совершают ошибки, сталкиваются с новыми идеями, преобразуют свое прежнее понимание в соответствии с новым видением.

Делать выбор – значит интересоваться чем-то в такой степени, что хочется выбрать именно это.

Привычка к самостоятельному выбору позволяет детям в дальнейшем принимать решения и успешно решать проблемы, становиться творческими и мыслящими личностями.

Ежедневно у детей должна быть возможность выбора.

Предоставление права выбора – это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Взрослый направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы. Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения. Или в течении всей недели ребенок должен посетить все центры. Выбор – это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (учебной) работы». Выбор – это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.

Например: У нас появились новые краски, я научу ими пользоваться чтоб вы научили других. Или я предлагаю вам научиться играть в новую игру.

Взрослый должен удерживать в своем профессиональном сознании: право выбора-это основа организации образовательного процесса. Обязанность взрослых показать (словами, убеждениями) детям, что их выбор очень ценен, что работа, выбираемая ими самостоятельно, так же важна как и та работа, которую им предлагает выполнить взрослый.

Взрослый должен предоставить детям возможность делиться друг с другом результатами своей самостоятельно выбранной работы.

Свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы! Роль взрослого – это создание условий, наблюдение за детьми их общение, оказание помощи и поддержки.

Способы поддержки детей при осуществлении самостоятельного выбора.

1. этап выбора одного задания из многих похожих.

Цель: поощрять и поддерживать желание следовать за своими интересами (познав. игр. двиг.)на этой основе делать выбор.

Время 30-45 мин. Ежедневно.

Учебное содержание:

1-й вариант: одна общая тема, в рамках которой дети могут выбирать, например, рабочую карточку, выполнять задания сообразно своим желаниям;

2-й вариант: одно общее действие, соответствующее образовательной области, но разные материалы. Например, знакомство с художественной литературой (чтение, рассматривание иллюстраций, за детьми право выбора книги;

математика (измерение и счет в пределах десяти, за детьми право выбора, что и чем измерять, что считать и как фиксировать;

движение (влезание-спрыгивание, за детьми право выбора того, где ребенок будет упражняться в этом — на прогулке, в уголке движения в

группе.

Действия взрослых: в процессе действий по выбору взрослый должен избегать длинных разговоров с детьми, так как это будет мешать им осуществлять самостоятельную деятельность. Взрослый может узнать намного больше, просто наблюдая за работой детей.

Результаты: итоги самостоятельной работы равно рассматриваются вместе с детьми. Взрослый подчеркивает то, что дети самостоятельно выбирали, самостоятельно работали, отмечает сам и предлагает желающим детям рассказать о том, что и как они делали, чему (учились, что они планируют сделать в следующий раз. Такое подведение итогов стимулирует рефлексию, самооценку, ответственность и обдумывание своих шагов.

Этап выбора разных заданий из одной темы

Цель: поддерживать стремление детей свободно выбирать вид деятельности в рамках общей темы.

Время: примерно 30—45 минут ежедневно.

Учебное содержание: широко обеспеченное содержание в рамках, например, общей темы «Животные» дает детям множество способов освоение темы и обеспечивает максимальную вовлеченность, творчество и глубокое понимание.

Действия взрослых: взрослый предлагает детям выбрать любое дело в рамках общей темы. Для выбора предлагается рисование животные рассматривание книг о животных, просмотр мультфильма, конструирование, приготовление пищи театрализация, чтение/аудиозапись, игры, создание кукол, слушание музыки.

Результаты: многообразие выбранных дел и полученных результатов предоставляет детям диапазон возможностей в рамках одной общей темы, воспитывает серьезное отношения к делу и чувство ответственности за его выполнение.

Успешность выбора разных дел в рамках одной темы, планирование зависит от длительности ее реализации. В этом случае дети смогут попро-бовать свои силы, реализовать свои интересы, осуществить свои идеи в разные дни. У детей должна быть возможность делиться опытом и ре-зультатами со всей группой ежедневно или хотя бы несколько раз в течение недели. Обмен размышлениями и опытом составляет главный смысл, обучения по выбору.

Этап выбора разных заданий из разных тем

Цель: поддерживать разнообразие интересов детей, их готовность реализовывать свои познавательные потребности, желание и умение предъявлять результаты самостоятельного действия.

Время: время работы по выбору. Длительность не программируется.

Учебное содержание: взрослый предлагает детям, проявляющим интерес к чему-либо, выполнить индивидуальный проект. Это может быть под-готовка персональной выставки, проведение исследования, создание мультфильма, изготовление макета, «написание» книги и пр.

Действия взрослых: взрослые обсуждают с ребенком детали проекта и реализуют его в совместной деятельности, не подавляя и не подменяя собственные действия ребенка.

Результаты: они представляются ребенком самостоятельно или в партнерстве со взрослым,когда проект будет завершен.

Деятельность по выбору и обязательные занятия со взрослым

В течение дня взрослый может спланировать и организовать несколько занятий. Пример такого рода занятий мы уже приводили. Продолжая описание вариантов, можно, например, предложить: «Утром я наблюдала, как к нам на кормушку прилетали птицы. Того, кто хочет узнать, какие это были птицы, я приглашаю в центр науки»; «Сегодня у нас в гостях Ирина Николаевна — мама Антона. Ирина Николаевна предлагает поработать в центре искусства. Давайте послушаем ее идею»; «Сегодня работает центр звукозаписи. Все, кто хочет записать свои рассказы, записывайтесь у Агаши» и т. п.

Цель: реализация учебного содержания, заложенного в образовательной программе дошкольной организации; обучение детей в зоне ближайшего развития.

Учебное содержание: внутри каждого занятия предусматривается комбинация видов работы по предложению взрослого и по выбору детей. Для выбора детьми можно предложить, например, разные материалы, разные рабочие карточки.

Могут быть предложены занятия, на которых все дети заняты работой по выбору в рамках одной темы или вся группа занимается одним обязательным делом. Например, это могут быть занятия со специалистами — музыкальным руководителем, воспитателем по физическому воспитанию.

Достоинства организации образовательной деятельности на основе выбора

Воспитатели выполняют требования ФГОС ДО, реализуют цели и задачи образовательной программы ДОО в современных технологиях.

Взрослые обеспечивают реальную вовлеченность детей в обучение.

Работа на основе свободного выбора в рамках одной темы позволяет взрослым сформировать у детей представление о способах изучения любой темы в рамках любой образовательной области.

В рамках общей темы взрослые, в первую очередь, дают детям широкую информацию и обеспечивают развитие учебных навыков. Во вторую очередь — создают условия для свободного, осознанного и ответственного принятия решений детьми, для реализации ими собственных познавательных интересов. В третью очередь, взрослые получают возможность наблюдать за детьми и анализировать, как дети применяют и расширяют свои знания, а это уже показатель истинного профессионального мастерства.

Дети работают на уровне своих способностей и поэтому испытывают чувство самоутверждения и гордости за свои усилия. Обучение становится наиболее эффективным.

Дети учатся планировать работу, быть ответственными и независимыми в выполнении работы, приобретают умение рефлексировать, оценивая свои усилия.

Что в итоге?

Дети участвуют в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это воспитывает в соответствии с уровнем развития готовность принятия на себя ответственности, способствует формированию ближайшего жизненного и социального пространства. Вселяет уверенность в возможности влиять на события, помогает приобрести со временем навыки и готовность к демократическому поведению.

Дети учатся:

- Выражению, обоснованию и отстаиванию собственной точки зрения (ощущений, потребностей, интересов, желаний, мнений).

- Восприятию и уважению точек зрения других людей.

- Умению пойти навстречу друг другу при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов.

- Умению принять ситуацию, когда собственные мнения и интересы приходятся не к месту (устойчивость к фрустрации); умению разделить мнение большинства.

- Согласованию собственных интересов с интересами других людей.

- Справедливому действию в межличностных конфликтах и их разрешению.

- Осознанию возможности совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений.

- Пониманию, что дети имеют права и могут выступать за них.

- Умению взять ответственность за себя и других людей, быть примером для других людей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Детский совет. Технология «Выбор»
Опубликовано: 21 января 2025 в 21:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Детский совет. Технология «Выбор»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лысенкова (УИ 315356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД