Елена Лысенкова
Консультация «Детский совет. Технология «Выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема: «Детский совет»
технология «Выбор»
Связь между успехами детей в учении и возможностями самостоятельного выбора.
Учиться значит пробовать, делать что-то новое и неизведанное, рисковать. Когда дети по своему желанию, по своему выбору делают что-либо, они совершают ошибки, сталкиваются с новыми идеями, преобразуют свое прежнее понимание в соответствии с новым видением.
Делать выбор – значит интересоваться чем-то в такой степени, что хочется выбрать именно это.
Привычка к самостоятельному выбору позволяет детям в дальнейшем принимать решения и успешно решать проблемы, становиться творческими и мыслящими личностями.
Ежедневно у детей должна быть возможность выбора.
Предоставление права выбора – это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Взрослый направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы. Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения. Или в течении всей недели ребенок должен посетить все центры. Выбор – это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (учебной) работы». Выбор – это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.
Например: У нас появились новые краски, я научу ими пользоваться чтоб вы научили других. Или я предлагаю вам научиться играть в новую игру.
Взрослый должен удерживать в своем профессиональном сознании: право выбора-это основа организации образовательного процесса. Обязанность взрослых показать (словами, убеждениями) детям, что их выбор очень ценен, что работа, выбираемая ими самостоятельно, так же важна как и та работа, которую им предлагает выполнить взрослый.
Взрослый должен предоставить детям возможность делиться друг с другом результатами своей самостоятельно выбранной работы.
Свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы! Роль взрослого – это создание условий, наблюдение за детьми их общение, оказание помощи и поддержки.
Способы поддержки детей при осуществлении самостоятельного выбора.
1. этап выбора одного задания из многих похожих.
Цель: поощрять и поддерживать желание следовать за своими интересами (познав. игр. двиг.)на этой основе делать выбор.
Время 30-45 мин. Ежедневно.
Учебное содержание:
1-й вариант: одна общая тема, в рамках которой дети могут выбирать, например, рабочую карточку, выполнять задания сообразно своим желаниям;
2-й вариант: одно общее действие, соответствующее образовательной области, но разные материалы. Например, знакомство с художественной литературой (чтение, рассматривание иллюстраций, за детьми право выбора книги;
математика (измерение и счет в пределах десяти, за детьми право выбора, что и чем измерять, что считать и как фиксировать;
движение (влезание-спрыгивание, за детьми право выбора того, где ребенок будет упражняться в этом — на прогулке, в уголке движения в
группе.
Действия взрослых: в процессе действий по выбору взрослый должен избегать длинных разговоров с детьми, так как это будет мешать им осуществлять самостоятельную деятельность. Взрослый может узнать намного больше, просто наблюдая за работой детей.
Результаты: итоги самостоятельной работы равно рассматриваются вместе с детьми. Взрослый подчеркивает то, что дети самостоятельно выбирали, самостоятельно работали, отмечает сам и предлагает желающим детям рассказать о том, что и как они делали, чему (учились, что они планируют сделать в следующий раз. Такое подведение итогов стимулирует рефлексию, самооценку, ответственность и обдумывание своих шагов.
Этап выбора разных заданий из одной темы
Цель: поддерживать стремление детей свободно выбирать вид деятельности в рамках общей темы.
Время: примерно 30—45 минут ежедневно.
Учебное содержание: широко обеспеченное содержание в рамках, например, общей темы «Животные» дает детям множество способов освоение темы и обеспечивает максимальную вовлеченность, творчество и глубокое понимание.
Действия взрослых: взрослый предлагает детям выбрать любое дело в рамках общей темы. Для выбора предлагается рисование животные рассматривание книг о животных, просмотр мультфильма, конструирование, приготовление пищи театрализация, чтение/аудиозапись, игры, создание кукол, слушание музыки.
Результаты: многообразие выбранных дел и полученных результатов предоставляет детям диапазон возможностей в рамках одной общей темы, воспитывает серьезное отношения к делу и чувство ответственности за его выполнение.
Успешность выбора разных дел в рамках одной темы, планирование зависит от длительности ее реализации. В этом случае дети смогут попро-бовать свои силы, реализовать свои интересы, осуществить свои идеи в разные дни. У детей должна быть возможность делиться опытом и ре-зультатами со всей группой ежедневно или хотя бы несколько раз в течение недели. Обмен размышлениями и опытом составляет главный смысл, обучения по выбору.
Этап выбора разных заданий из разных тем
Цель: поддерживать разнообразие интересов детей, их готовность реализовывать свои познавательные потребности, желание и умение предъявлять результаты самостоятельного действия.
Время: время работы по выбору. Длительность не программируется.
Учебное содержание: взрослый предлагает детям, проявляющим интерес к чему-либо, выполнить индивидуальный проект. Это может быть под-готовка персональной выставки, проведение исследования, создание мультфильма, изготовление макета, «написание» книги и пр.
Действия взрослых: взрослые обсуждают с ребенком детали проекта и реализуют его в совместной деятельности, не подавляя и не подменяя собственные действия ребенка.
Результаты: они представляются ребенком самостоятельно или в партнерстве со взрослым,когда проект будет завершен.
Деятельность по выбору и обязательные занятия со взрослым
В течение дня взрослый может спланировать и организовать несколько занятий. Пример такого рода занятий мы уже приводили. Продолжая описание вариантов, можно, например, предложить: «Утром я наблюдала, как к нам на кормушку прилетали птицы. Того, кто хочет узнать, какие это были птицы, я приглашаю в центр науки»; «Сегодня у нас в гостях Ирина Николаевна — мама Антона. Ирина Николаевна предлагает поработать в центре искусства. Давайте послушаем ее идею»; «Сегодня работает центр звукозаписи. Все, кто хочет записать свои рассказы, записывайтесь у Агаши» и т. п.
Цель: реализация учебного содержания, заложенного в образовательной программе дошкольной организации; обучение детей в зоне ближайшего развития.
Учебное содержание: внутри каждого занятия предусматривается комбинация видов работы по предложению взрослого и по выбору детей. Для выбора детьми можно предложить, например, разные материалы, разные рабочие карточки.
Могут быть предложены занятия, на которых все дети заняты работой по выбору в рамках одной темы или вся группа занимается одним обязательным делом. Например, это могут быть занятия со специалистами — музыкальным руководителем, воспитателем по физическому воспитанию.
Достоинства организации образовательной деятельности на основе выбора
Воспитатели выполняют требования ФГОС ДО, реализуют цели и задачи образовательной программы ДОО в современных технологиях.
Взрослые обеспечивают реальную вовлеченность детей в обучение.
Работа на основе свободного выбора в рамках одной темы позволяет взрослым сформировать у детей представление о способах изучения любой темы в рамках любой образовательной области.
В рамках общей темы взрослые, в первую очередь, дают детям широкую информацию и обеспечивают развитие учебных навыков. Во вторую очередь — создают условия для свободного, осознанного и ответственного принятия решений детьми, для реализации ими собственных познавательных интересов. В третью очередь, взрослые получают возможность наблюдать за детьми и анализировать, как дети применяют и расширяют свои знания, а это уже показатель истинного профессионального мастерства.
Дети работают на уровне своих способностей и поэтому испытывают чувство самоутверждения и гордости за свои усилия. Обучение становится наиболее эффективным.
Дети учатся планировать работу, быть ответственными и независимыми в выполнении работы, приобретают умение рефлексировать, оценивая свои усилия.
Что в итоге?
Дети участвуют в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это воспитывает в соответствии с уровнем развития готовность принятия на себя ответственности, способствует формированию ближайшего жизненного и социального пространства. Вселяет уверенность в возможности влиять на события, помогает приобрести со временем навыки и готовность к демократическому поведению.
Дети учатся:
- Выражению, обоснованию и отстаиванию собственной точки зрения (ощущений, потребностей, интересов, желаний, мнений).
- Восприятию и уважению точек зрения других людей.
- Умению пойти навстречу друг другу при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов.
- Умению принять ситуацию, когда собственные мнения и интересы приходятся не к месту (устойчивость к фрустрации); умению разделить мнение большинства.
- Согласованию собственных интересов с интересами других людей.
- Справедливому действию в межличностных конфликтах и их разрешению.
- Осознанию возможности совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений.
- Пониманию, что дети имеют права и могут выступать за них.
- Умению взять ответственность за себя и других людей, быть примером для других людей.