Нина Даньшова
Консультация «Театрализованные игры для дошкольников»
«Театрализованные игры для дошкольников»
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.
Публикация «Консультация „Театрализованные игры для дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре помогает правдиво передавать образы героев произведений. Образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию художественного слова, умении слышать текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Умение представить героя произведения, его переживания зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства. Для исполнения роли ребёнок должен овладеть изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно – ролевой (игра в театр) даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
Виды театрализованных игр
Существуют разные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности.
В одних дети представляют спектакль сами, как артисты и каждый ребёнок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объёмными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В стендовых театрализованных играх дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. наиболее распространённым видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты – кукловоды. В такой игре могут использоваться два рода игрушек – кукол с разным устройством и разной техникой вождения. Это театр бибабо и куклы – марионетки.
Условия для развития театрализованных игр
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Чаще читать потешки, пестушки, попевки, стихотворения, в том числе и те, которые побуждают ребёнка к диалогу («Курочка-рябушечка, где была? – На пруд ходила. – Зачем ходила? – За водой»);
- воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Использовать элементы костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибуты (репка, лопата, конура Жучки). Подбирать каждому ребёнку ту роль, которая поможет ему получить удовлетворение;
- заботиться об оснащении театрализованных игр, приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки – самоделки, шить костюмы, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе привлекать членов семей воспитанников дошкольного учреждения.
- уделять внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение отдавать произведениям с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.
Педагогическое руководство
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания в целом, а также от уровня образовательной подготовки в группе. Основная работа по руководству театрализованными играми состоит в работе над текстом литературного произведения. Р. И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Можно изобразить пиктограмму произведения. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали.
Обогащению опыта детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц – лубяную. У ребёнка постепенно развиваются художественные способности.
Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что – то получается хорошо: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки и т. п.
Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух – трёх составах «артистов», занятых в игре.
Дети с удовольствием участвуют в оформлении пригласительных билетов, афиш, декораций, костюмов. Для осуществления оформительской деятельности организуется разнообразная художественно – творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка.
Основная цель педагогического руководства – создавать условия для проявления творчества, побуждать к развитию воображения ребёнка.