Оксана Крекотень
Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Публикация «Консультация „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности воздействии художественного образа на личность. Театр – одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, так как художественное произведение (музыкальное, литературное, изобразительное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ (В. В. Зеньковский, А. Салиев).
Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. С. Славина и др., понимать внутренний мир персонажей (Л. П. Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам (Л. И. Божович).
Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения видеть проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия её разрешения (О. А. Карабанова, В. Розентуллер и др.).
Следование роли, тексту игры, взаимоконтроль способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и жизненность художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.).
По мнению И. Г. Вичкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребёнка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Появление у детей дошкольного возраста замысла означает его переход творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, а у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения, развитию которого способствуют специально подобранные упражнения и игры.
При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать и преобразовывать прошлый опыт.
Таким образом, театральное искусство позволяет :
- расширить жизненный опыт дошкольников, ведь участвуя в репетиционных занятиях и постановках, ребята обогащают свой кругозор, постигая окружающий их мир посредством художественных образов;
- повысить уровень интеллекта. Дети узнают новое об истории театра, его разновидностях, запоминают специфические для этого вида искусства термины.
- развивать речь, которая тесно связана с умственным развитием: дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Умело поставленные вопросы руководителя, помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям.
- совершенствовать культуру речи, расширять ее диапазон, улучшать интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения. В разговорах со взрослыми и сверстниками, в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.
- формировать эмоциональную сферу детей. Во время овладения художественными образами, аргументацией их поступков и действий развиваются чувства, сфера переживаний юных актеров. Дети воспитывают в себе «шкалу моральных оценок», учатся сопереживать своим героям.
- постигать правила поведения в обществе. Это свойство режиссер Н. И. Сац назвала «наукой человековедения». Чаще всего такое происходит благодаря правильно подобранному репертуару, где значительную часть занимают русские народные сказки и произведения «золотого фонда» русских авторов. В подобных сочинениях всегда четко противопоставлены добро и справедливость – злу. В их финалах неизбежно побеждает положительный герой и наказан злой, торжествует правда и добро, а главные положительные герои становятся образцами для подражания.
- в ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность – «лицедейство», помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.
То есть театр как вид искусства имеет безграничные возможности в воспитании и развитии личности ребёнка, его художественных способностей, творческого потенциала, общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе и почувствовать себя успешным!