Адрова Наталья
Консультация «STEM в ДОУ: система образовательных модулей»
▼ Скачать + Заказать документы
STEM в ДОУ: система образовательных модулей
Лучшее время для того, чтобы заложить фундамент будущих знаний, характера, темперамента, личностных особенностей, уникальных способностей и талантов – раннее детство. Уже в дошкольном возрасте можно формировать STEAM-компетенции – лепить из пластилина и развивать навыки моделирования, делать игрушки из соленого теста и одновременно знакомиться с длиной, шириной и высотой предметов или создавать объемные конструкции из картона. Хорошо если такие полезные игры в домашних условиях находят продолжение и в детских дошкольных учреждениях, а потом и в школе.
Публикация «Консультация „STEM в ДОУ: система образовательных модулей“» размещена в разделах
Одна из особенностей внедрения STEM-технологии в учебно-воспитательный процесс в ДОУ – модульная система.
Выделяют шесть образовательных модулей, каждый из которых направлен на решение определенного круга задач. Использование этих модулей в комплексе способствует развитию интеллектуальных способностей и вовлекает детей в исследовательскую деятельность, приобщает к научно-техническому творчеству. Рассмотрим более подробно каждый из модулей.
• Математическое развитие
В комплект STEM-образование «Математическое развитие» входят раз-личные наборы предметов для обучения счету и базовым арифметическим действиям: сложению и вычитанию.
В частности, в комплект входит набор для сортировки «Радужные ка-мешки», который состоит из 36 разноцветных камешков необычной формы и 20 карточек с заданиями. Различные цвета и разные формы позволяют познакомить детей с базовыми сенсорными признаками: цвет, форма, размер и т. д.
И, собственно, основная задача – это научить детей сложению и вычитанию, сравнению, сортировке, сериации, раскладке камешков по размеру от мелких к большим и от большего размера к меньшему размеру.
С основами знаний по геометрии дети знакомятся с помощью набора «Логические блоки», в который входят 60 элементов. Все они различаются по четырем признакам: цвет, форма, размер (большие и маленькие, ширина (уз-кие и широкие).
С помощью этих элементов можно сформировать задания на развитие логики в духе «найти лишний предмет». Например, квадрат в ряду треугольников, синюю фигурку среди множества красных и т. д.
Помимо этого, дети учатся оперировать математическими терминами и понятиями, такими как «больше», «меньше», «равно», а также запоминают названия геометрических фигур.
Для работы в этом блоке используют различные раздаточные материалы, наборы геометрических фигур, объемные геометрические тела, логические блоки и головоломки, приспособления для сортировки, счеты и шнуровки, пособия для сенсорного развития, круги Луллия, математические кон-структоры и др.
• Эксперименты с живой и неживой природой
Модуль «Эксперименты с живой и неживой природой» предполагает наблюдение за животными, растениями, явлениями природы, и фиксирование результатов в виде «Календаря погоды», «Календаря природы», «Дневника наблюдений». В рамках этого модуля ребята в увлекательной форме приобщаются к исследовательской деятельности: узнают, что такое научная лаборатория, зачем проводят научные эксперименты и при помощи какого оборудования это делают, кто такие ученые и чем они занимаются; знакомятся с приборами, без которых опыты вряд ли получатся – с лупой и микроскопом.
Дети под руководством воспитателя изучают строение растений, произрастающих в том регионе, где они живут, разбираются, что такое вода, воздух, почва, и изучают их свойства, получают понятие о явлениях природы, таких как дождь, снег, ветер.
Данная программа STEM в дошкольном образовании призвана научить детей простейшим приемам классификации. Например, понять, что существуют звери, птицы и насекомые, что животные бывают дикими и домашними, а птицы – перелетными и зимующими. Дети учатся наблюдать за явлениями и объектами живой и неживой природы (растениями, животными, атмосферными осадками) и фиксировать то, что им удалось увидеть, например, в специальном дневнике наблюдений или календаре погоды. Ребята узнают о свойствах воздуха и воды, учатся классифицировать (есть животные, а есть птицы или насекомые; птицы бывают перелетные и те, кто остается зимовать дома; животные могут быть домашними или дикими и т. д.).
• Дидактическая система Фрёбеля
Данный модуль состоит из двух наборов для развития пространственного представления. Один из них полностью тождественен тому варианту, который предложил немецкий педагог и теоретик дошкольного образования Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852). Второй представляет собой мягкие напольные модули, из которых можно сооружать различные фигуры.
Отметим, кстати, что именно Фридрих Вильгельм Август Фрёбель предложил такое понятие, как «детский сад». Это случилось в 1837 году, и вот уже почти два столетия мы пользуемся данным термином в его первоначальном значении.
Базовый набор для развития пространственного мышления представляет собой так называемые «6 даров Фрёбеля». Что это за дары?
6 даров Фрё беля:
Дар 1 – шерстяной шар-мячик.
Дар 2 – деревянный шар, куб, цилиндр в одном комплекте.
Дар 3 – куб, состоящий из 8 кубиков одинакового размера.
Дар 4 – куб, состоящий из 8 прямоугольных плиток.
Дар 5 – куб, состоящий из 27 кубиков.
Дар 6 – куб, состоящий из 27 кубиков, большинство из которых разделены на плитки, треугольники и другие фигуры.
Как мы уже знаем, в 19 веке понятия STEM-образования не существовало, однако предложенный Фрёбелем набор как нельзя лучше соответствует задачам STEM-образования. «Дары» используются в игре – самой естествен-ной деятельности для детей – и помогают развивать умственные способности ребенка.
• Робототехника
В этом разделе учебно-воспитательного процесса ребят знакомят со сложными процессами, представленными в упрощенном варианте. Например, они впервые заглядывают внутрь робота, пусть и игрушечного, изучают, из чего он сделан. Или знакомятся с элементами программирования, сенсорными приборами. Или примеряют на себя роль конструктора.
Задача этого модуля – вовлечь детей в процесс технического творчества, пробудить интерес к техническим дисциплинам, изобретательству, замотивировать на изучение этого направления и, возможно, уже в юном возрасте определиться со своей будущей профессией.
• LEGO-конструирование
Работа с красочными элементами конструктора – это не просто баловство, игра. Это привычное детское занятие развивает мелкую моторику, фантазию, внимание и память, учит сравнивать, анализировать, обобщать, различать параметры и типы крепления, помогает лучше ориентироваться в пространстве (которое может быть и двухмерным, и трехмерным, знакомит с элементарными принципами механики, демонстрирует работу простейших механизмов.
Эффект будет лучше, если процесс освоения LEGO будет не совсем спонтанным, как при полностью самостоятельном освоении, а ненавязчиво направленным педагогом.
Во-первых, освоение пойдет более быстрыми темпами. Во-вторых, ребенок точно ничего не упустит и попробует большее разнообразие вариантов использования деталей конструктора.
При этом ни в коем случае нельзя подгонять ребенка. Нужно, чтобы он мог рассмотреть и изучить каждую деталь, привыкнуть к расцветке, научиться самостоятельно скреплять детали и понять, что тут возможны самые разные варианты крепления.
Польза LEGO :
- Развитие математических знаний и сенсорных представлений.
- Формирование первоначальных навыков измерения различных параметров.
- Развитие памяти, внимания, основ анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
- Развитие навыков ориентирования в двух- и трехмерном пространстве.
- Тренировка двигательной активности пальцев рук.
Если организовать групповые занятия с использованием конструктора LEGO, это будет способствовать сплочению команды юных новаторов, умению совместно решать задачи и распределять роли, развитию самостоятельности, умения принимать коллегиальные решения.
• Мультистудия «Я творю мир»
Просмотр мультфильмов и мультсериалов – одно из приоритетных занятий дошкольников. Образовательный модуль «Мультистудия «Я творю мир» предоставляет ребятам возможность погрузиться в процесс создания настоящих мультиков.
Мультстудия «Я творю мир» – это возможность создать мультфильм собственными руками. Для этого создаются персонажи и декорации из раз-личных материалов: бумага, пластик и т. д. Как вариант, могут задействоваться модели, выполненные на занятиях в рамках модулей «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «LEGO-конструирования», «Робототехника».
Сначала детей знакомят с историей и техниками мультипликации, функциями режиссера, сценариста, оператора, художника-мультипликатора, актера озвучивания и других специалистов, занятых в процессе создания мультфильма. Собственно, работа над мультфильмом включает в себя несколько этапов:
- Разработка сюжета и персонажей мультфильма, выбор саунд-трека.
- Создание раскадровки будущего мультфильма.
- Изготовление декораций и персонажей.
- Съемка мультфильма.
- Озвучка мультфильма.
- Монтаж мультфильма.
- Коллективный просмотр готового мультфильма.
Если в детском саду несколько групп, где внедрена технология STEM-образования, можно организовать показ всех мультфильмов, сделанных во всех группах, и опрос, какой мультфильм понравился детям больше всего. Можно организовать конкурс с призами. Как вариант, применить систему голосования по образу и подобию «Евровидения», когда зрители могут в финале голосовать за выступление представителя любой страны, кроме своей.
В такой понятной игровой форме модуль знакомит дошкольников с цифровыми технологиями, учит представлять результаты своей собственной работы на суд зрителей.
STEM-подход учит быстро разбираться в новой теме, в непонятной сфере, что очень актуально сегодня – когда изменения происходят каждый день: повсеместно внедряются инновационные технологии, появляются навороченные гаджеты с огромным количеством функций. Того, кто прошел обучение в формате STEM, ничто не испугает, даже если человек выберет для себя сферу, далекую от науки и техники.