ольга володина
Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетен-ции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта ра-бота строиться на следующих принципах.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Ос-новными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения мо-гут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспи-тания;
Публикация «Консультация старшего воспитателя „Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, фи-зиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой дея-тельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального ма-стерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулиро-вать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессио-нального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразова-ния соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и раз-вития;
• формирование основ педагогического мастерства;
• развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет :
• овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с це-лью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей :
• развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• проявление творческого потенциала педагога;
• пропаганда своих достижений;
• развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• овладение методикой работы с детьми;
• адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть :
• одна из годовых задач ДОУ;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от под-держки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю :
• в определении темы, целей и задач;
• в планировании работы по самообразованию;
• в ходе реализации плана;
• в изучении и анализе результативности своей работы.
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования : Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от слож-ности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого пе-дагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразова-нию педагогов ДОУ.
Результативность этапов работы по самообразованию :
• 1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуа-ции по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Фор-мы представления результатов работы : консультации, доклады, наглядно-иллюстративный ма-териал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Фор-ма представления результатов работы : проведение мероприятий по теме самообразования.
• 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Сформированность определенных личностных качеств:
• Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко воз-растает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
• Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для реше-ния задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобре-тет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.
• Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуа-ции, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.
• Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поиско-вой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском (оценка реализа-ции педагогом потребности в развитии производится по методике К. Ю. Белой по трем крите-риям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие).
Повышение профессионального статуса педагога :
• Повышение или подтверждение категории.
• Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют под-тверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработан-ный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в опреде-ленном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу про-фессионализма и творчества.
Памятка для осуществления самоанализа
1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индиви-дуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивиду-альной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
3. Практические выводы после проработки каждой темы.
4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагога-ми).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Информация для отслеживания результативности работы педагога :
• Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
• Информация об участии педагога в методической работе.
• Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
• Сведения о повышении квалификации сотрудников.
• Сведения об аттестации сотрудников.
• Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.
Литература:
1. Львова Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ / / Справочник старше-го воспитателя. № 11,2008.
Интернет ресурсы:
1. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm
2. https://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из фак-то-ров повышения качества работы с дошкольниками. (Болта Галина Николаевна).