Получи документы

Консультация «Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения»

Вера Чемортан
Консультация «Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения».

Цель: научить воспитателей пробуждать интерес детей к звукам окружающего мира.

В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная поэтапная отработка всех звуков родного языка.

Публикация «Консультация „Становление и закрепление звуков, Формирование норм литературного произношения“» размещена в разделах

Начинать надо с простых: а, ф, т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Хотя к 3-4 годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте.

Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежит отработка гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Это способствует формированию правильного звукопроизношения, т. е. является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду. Но очень важно и второе направление - коррекция различных нарушений речи. Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися у воспитанников детского сада, являются нарушения звукопроизношения. Их исправление наиболее доступно для воспитателя.

Различают 3 формы нарушения звуков :

- искаженное произношение звука. Например: р - горловой;

- отсутствие звука в речи ребенка, т. е. не умение произносить его.

Например: «корова» (корова);

- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе языка.

Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.

При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.

Причины замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например. между р и л). Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие С, 3, 4 заменяются звуками т, д. (собака - тобака, а звук р искажается.

Знание форм нарушения звуков помогают определить методику работы с

детьми.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

- неправильная речь окружающих.

Встречающиеся недостатки поддерживаются в речи детей.

- недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

- непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал.

- неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянные крики, шум, суета, мешающие ребенку четко воспринимать речь окружающих.

Первая младшая группа.

О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименовательной единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, губно-зубные (Ф, в, переднеязычные (т, д, Н, сь, ль, заднеязычные. Свистящие, шипящие и сонорные звуки он обычно пропускает или заменяет. Поэтому основная задача воспитателя - проводить работу, направленную на овладение детьми

движения органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха.

В период от двух до трех лет у ребенка бурно развивается словарь и фразовая речь. Вместе с тем развитие речи у разных детей происходит по-разному в зависимости от разных причин. Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет, овладение ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукоподражаниях.

Игра «У Ляли болят зубы»

Цель: учить детей отчетливо произносить звук «О», округляя при этом

губы.

Ход. Взрослый показывает ребенку куклу, матрешек и рассказывает:

«Смотрите, в гости к матрешкам идет кукла Ляля. Она стонет: «О-о-о!», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?». Ребенок произносит : «О-о-о!» Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Он лечит больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать: «О-о-о!» Кукла засыпает, и к ней подходят матрешки. Ребенок рассказывает им, что у Ляля болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрешка просит повторить, как стонала Ляля.

Игра «Барабан»

Цель: продолжать формировать правильное произношение звука «Б», обучение регулирования силы голоса.

Ход: взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: бам, бам, бам! Так поет барабан. Затем спрашивает у ребенка:

«Как поет барабан?» ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Вторая младшая группа.

Произношение детей 2 младшей группы характеризуется рядом особенностей:

- согласные произносятся смягченно;

- свистящие звуки с, 3, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются.

- шипящие звуки ш, ж, ч, щ тоже произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются;

- звуки л и р пропускаются, заменяются звуками ль, й.

Но это не означает, что не следует заниматься с детьми, чтобы речь была внятной, неторопливой и громкой. Лучшим образцом служит речь воспитателя.

Замечания - не лучший способ исправить ошибки ребенка, тем более, что вполне естественны в этом возрасте. Ребенок с удовольствием подражает знакомым зверям и персонажам, в это время ребенок старается правильно произносить гласные звуки, особенно если во время произнесения их дольше потянуть. Если ребенок в возрасте 3 лет не произносит или не правильно произносит согласные звуки - это надо воспринимать как явление вполне допустимое, т. к. он только овладевает произношением этих трудных звуков.

Вместе с тем упражнения, направленные на их постановку у ребенка, очень нужны. Это звукоподражания ветру, мотору и др.

Детям этого возраста очень интересно распознавать, что и как звучит: деревянные, металлические, стеклянные предметы, музыкальные инструменты.

Дети любят потешки, поговорки, скороговорки.

Если у ребенка не воспитано внимание к звуковой стороне речи, или он не проявляет интереса к ней и к занятию ею, то это может негативно сказаться на овладении и другими сторонами речи: лексики и грамматики.

Игра «Кто с кем стоит рядом»

Цель: учить детей правильно произносить звук ц.

Ход. На фланелеграфе картинки: цыпленок, курица, заяц, овца.

Воспитатель, показывая картинку, уточняет название животных. «Это кто?» - спрашивает он. Дети отвечают. Повторяя за детьми названия животных, педагог голосом выделяет звук Ц и просит несколько малышей повторить так же.

Картинки ставят в том порядке, как их показывали: цыпленок, курица, заяц, овца. Теперь воспитатель, показывая на цыпленка, может предложить детям сказать, кто стоит с ним рядом. Аналогично с другими картинками.

Игра «Можно ездить или нет»

Цель: закрепить правильное произношение звука с.

Ход. У воспитателя коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с : санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стол, стул, сапоги и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки. Каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук с в словах, отчетливо произносили слова с этим звуком.

Средняя группа.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков :

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

- исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими 3, с, Ц;

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным.

Дети могут выделять звук в словах в специальном речевом материале (потешках, скороговорках, считалках, небольших стихах). Это происходит в упражнениях, направленных на отыскание в словах заданного звука.

Упражнения даются в форме игры : собираем мамину сумку продуктами, в которых есть звуки к и кь. В сравнение двух предметов дети легче находят слово с заданным звуком. Ребенок восприимчив к ритмико - слоговой структуре слов настолько, что может подобрать слова - друзья (свечка - печка). Дети занимаются звукоподражанием различным шумам и звукам. В этом возрасте они уже могут различать слово и звук. Помогают этому игры, игровые упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков.

У детей среднего возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка. При правильной систематической работе к концу года уровень звуковой культуры речи значительно повышается.

На вопрос: «Ты все звуки произносишь правильно - дети уже вполне сознательно могут рассказать, что не получается. Таким образом, дети средней группы уже могут осознать особенности своего произношения, поэтому уместными будут вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок.

Игра «Погреем руки»

Цель: добиваться четкого правильного произношения изолированного

звука X.

Ход. Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы дети, лепящие снежную бабу, и говорит: «Лепили дети снежную бабу. Хорошая получилась. Руки у них замерзли. Давайте погреем их, подышим на руки, чтобы они согрелись. Вот так». Воспитатель показывает. Затем дети греют руки по очереди и все вместе, произнося звук Х

Игра «Кому что нужно»

Цель: упражнять детей в правильном произношении звука X в словах.

Ход. Воспитатель заранее подбирает картинки, в названии которых есть звук Х. Эти картинки воспитатель выставляет на доске и говорит: «Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете и назовете ее: «Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что?» (Хлопушки.)

Игра «Курочка, цыплята и собака»

Цель: дифференциация звуков К - X в тексте.

Ход. Дети изображают цыплят, один ребенок - курочку, а другой - собаку.

Все цыплята сидят в курятнике. На другой стороне - собачья конра, в ней сидит собака. На слова педагога: «Вышла курочка - хохлатка, с нею желтые цыплятки, квохчет курочка: ко - ко! Не ходите далеко». Курочка выбегает, оглядывается кругом, хлопает крыльями и кричит: ко - ко - ко, созывая цыплят.

Не ее зов выбегают из курятника цыплята и начинают бегать, ищут корм, курочка бегает с ними. По сигналу педагога с лаем выбегает собака и бежит за цыплятами, цыплята убегают в курятник.

Старшая группа. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки : шипящие, свистящие, сонорные, дифференцировать их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становится нормой. Дети этого возраста могут сравнить свою речь и речь сверстников с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударения в словах. Если ребенок не замечает своих недостатков, на них следует обратить внимание и тренировать в специальных упражнениях, т. к. это облегчает устранение дефектов речи. У детей еще встречаются отдельные недостатки произношения : шипящие не всегда произносятся четко, «Р» заменяется на л или й, л заменяется на ль. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданный звук.

Игра «Придумай необычные слова»

Цель: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух ч и Щ.

Ход. Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Плим» и говорит:

«Мальчик придумал смешное слово плим, которое ничего не означает. А вы можете придумать такие слова, которые тоже бы ничего не обозначали?» Затем педагог предлагает детям придумать слова сначала слова со звуком ч, а затем со звуком Щ.

Игра «Звук - озорник»

Ход. Педагог сообщает игровую ситуацию: «В последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Помогите поймать озорников».

Педагог показывает рисунок и называет нарисованный предмет, не произнося первый звук слова : «Это. люч (ключ)». Дети произносят слово правильно и называет звук, который сбежал.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]»Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой "Г" и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве "Г".

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]»Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]» Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»,.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука [Б], дать детям представление.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)»Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)» Задачи: учить слышать и произносить звук подбирать слова со звуком [в], определять положение звука и буквы в слове, развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]»Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]» (закрепление)Конспект занятия кружка «АБВГДЕЙКА» «Знакомство с буквой «Г»(закрепление)Задачи: закрепить произношение звука [г], познакомить.

Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.

Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе "Буквария" познакомились с буквой "В". 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили "награду" - воздушные шарики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения»
Опубликовано: 7 октября 2023 в 11:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Чемортан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД