Светлана Александровна Панова
Консультация «Создание рабочей программы музыкального руководителя в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные организации России начнут работать по ФОП ДО. Совсем недавно мы знакомились с ФГТ, работали по программам «Детство», «Ладушки», «От рождения до школы» и т. д. В 2013 осваивали ФГОС. И вот теперь ФОП. Многих коллег пугает переход на ФОП, как что- то новое, неизведанное, но не будем паниковать и тревожиться, ФОП упорядочит нашу работу, создавая единое образовательное пространство на всей территории России. Чтобы прояснить ситуацию для музыкальных руководителей давайте все же разберемся в том, что же учесть в оформлении документации, а именно в рабочей программе и в работе с детьми.
Публикация «Консультация „Создание рабочей программы музыкального руководителя в соответствии с Фоп до“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
На федеральном уровне обязанность педагогов писать рабочую программу не закреплена, но в детских садах некоторых регионов такой документ есть. И если в локальных актах вашего образовательного учреждения есть в перечне документации музыкального руководителя такой документ как рабочая программа, то писать ее придется. Хочу заметить, что в ФОП ДО нет такого документа, во ФГОС ДО тоже не было рабочей программы, но в соответствии с документацией Закона об образовании рабочая программа. появилась в 2013 году, и пока ее никто не отменял. Решение о рабочей программе примут региональные органы управления образованием в каждом отдельном регионе, но если у музыкального руководителя нет рабочей программы, то планирование останется в любом случае.
На данный момент в перечень входит: часть программы по ОО «Художественно-эстетическое развитие. Музыка», парциальные программы, программа воспитания внутри части образовательной программы дошкольной организации, УМК по ОО, планирование, работа с родителями и педагогами, паспорт музыкального зала, циклограммы на год, расписание занятий и др.
Диагностика остаётся, и по ФОП музыкальный руководитель проводит её два раза, в начале и конце года. Нет диагностики на соответствие ребёнка целевым ориентирам, но музыкальное развитие внутри ООД и свободной деятельности изучаем и анализируем. Хочется еще уточнить, что ФОП рассматривает возрастную категорию воспитанников ДОО с двух месяцев до семи лет. Если опять же в вашей организации прописано с какого возраста осуществляете образовательную деятельность, то можно в своей рабочей программе с этого возраста и начинать работать, но если такого критерия нет, то придется писать на все возраста, начиная с двух месяцев. Теперь детально рассмотрим ФОП в разделе «Художественно- эстетическое развитие. Музыка».
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Во введении Федеральной образовательной программы разработчики поменяли цель дошкольного образования. Они уточнили и конкретизировали содержание образовательных областей для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, включая процесс воспитания, обновили целевые ориентиры дошкольного образования.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Структура рабочей программы музыкального руководителя повторяет структуру ФОП. Она включает целевой, содержательный и организационный разделы. Поскольку жёстких требований нет, возможны варианты.
ЦЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:
Разработчики принципиально обновили значение ценностей в содержании программы и её реализации. К ним относятся: Родина, природа, семья, человек, жизнь, познание, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд, культура, красота и здоровье. Эти ценности лежат в основе профессиональной деятельности и результативности всех педагогов, работающих в детском саду.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» определены общие задачи и целевые ориентиры в обновлённых формулировках. Скопируйте их в свою рабочую программу для тех возрастных групп, с которыми работаете.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
В ФОП ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» охватывает детей с двух месяцев. Внимательно ознакомьтесь с обновлённым содержанием образовательной области в целом, и особенно в части музыкального развития. Это содержание включите в рабочую программу. Менять его категорически нельзя. ФОП ДО допускает использование ссылок в ОП и в рабочих программах на неё в части содержания и целевых ориентиров.
Если вы прописывали содержательный раздел области в соответствии с вариативной или вариативными программами дошкольного образования, например, «От рождения до школы» или «Детство», то к 1 сентября 2023 года содержание музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать только ФОП ДО. Ваша задача в ближайшие месяцы – привести раздел «Музыкальная деятельность» для образовательной программы ДОО и своей рабочей программы в соответствие с ФОП ДО.
В ФОП ДО появился примерный расширенный перечень музыкальных произведений для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Больше всего изменений в репертуаре для слушания, где появилось разнообразие произведений В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева, А. Вивальди. Перечень носит рекомендательный характер. Вы можете его изменять и дополнять.
В примерный перечень анимационных произведений вошли кинематографические и анимационные произведения. Многие песни и мотивы из мультфильмов перечня составляют сегодня детскую музыкальную субкультуру. Опирайтесь на этот список, вам будет удобно когда готовиться к занятиям, утренникам и досугам.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ
В организационном разделе программы детского сада в своей деятельности музыкальный руководитель самостоятельно определяет условия и средства для реализации содержания ФОП.
Формы, способы, методы и средства
Педагог выбирает их в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе технические, музыкальные, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь.
Учет субъективных проявлений ребенка в деятельности
При выборе форм, методов, средств реализации ФОП педагог учитывает интерес ребёнка к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Теперь музыкальный руководитель в своей части программы усиливает задачи воспитания средствами музыкального искусства и музыкальной деятельности. Так он приобщает детей к ценностям: культура и красота.
Календарный план воспитательной работы.
При планировании утренников, досугов и праздников музыкальному руководителю необходимо познакомиться с календарным планом воспитательной работы в ФОП ДО. План един для ДОО и содержит примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Некоторые из них рекомендуют проводить в отдельных регионах. Дополните перечень региональными мероприятиями с учётом социокультурных особенностей, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.
Хочется отдельно коснуться вариативной части программы музыкального руководителя, которая дает свободу творчества педагога.
В соответствии с пунктом 2.9 ФГОС ДО
Вариативная часть образовательной программы дошкольной образовательной организации обязательно с точки зрения реализации его требований. Она дополняет обязательную часть ОП ДОО, позволяя обеспечивать вариативность ДО, стимулирует педагогическое мастерство и инициативу, учитывает индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей (законных представителей, а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс.
В соответствии с пунктом 2.11 ФГОС ДО
Вариативная часть дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный.
В соответствии с пунктом 2.9 ФГОС ДО
В вариативную часть могут входить парциальные программы и самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений программы, основанные на личном педагогическом опыте, индивидуальных особенностях обучающихся, этнокультурной ситуации развития.
Вариативную часть разрабатывают сами участники образовательных отношений. Это значит, что музыкальный руководитель может использовать в работе парциальные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, а также собственные программы.
Коллеги, разбирая ФОП я не случайно ссылаюсь на ФГОС, так как федеральная образовательная программа основана на ФГОС. Она имеет образовательную направленность и основана на культурно-исторической теории Л. С. Выготского, теории амплификации А. В. Запорожца и идеях других отечественных исследователей дошкольного детства. Так что если вы вдруг что- то не найдете в федеральной программе, то смело можно обращаться к федеральному стандарту.
В заключении, уважаемые музыкальные руководители, пожелаю вам успехов в нашей замечательной работе и творческого беспокойства.