данилова ольга
Консультация «Современная образовательная модель РППС в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью. Большую часть времени дошкольники проводят в групповом помещении, именно поэтому особо актуальным представляется вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды дошкольных групп, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. В контексте современных требований к развитию и обучению дошкольника, определяемых новыми программами, развивающая предметно-пространственная среда многофункциональна.
Темочки:
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для его развития. В современной науке большое значение придается изучению развивающей предметно-пространственной среды, и ее влияния на развитие познавательных процессов личности. В работах зарубежных и отечественных педагогов (В. И. Андреев, В. И. Гинецинский, Г. Г. Григорьева, Э. Н. Гусинский, П. Ф. Каптерев, Е. А. Лазарь, Ю. С. Мануйлов, М. Монтессори, А. В. Мудрик, В. М. Межуев, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Л. К. Шепетис и другие) рассматриваются вопросы реализации вопросов развития личности ребенка в развивающей предметно-пространственной среде. Как утверждают современные специалисты дошкольного образования, окружающая ребенка развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы для него были созданы максимально комфортные условия, способствующие его гармоничному развитию, принимающие во внимание склонности и способности, состояние психического и физического здоровья дошкольника. Конечно, данные условия могут быть выполнены только при постоянном обновлении РППС. Трактовка слова «обновление» в данном контексте не означает полной перепланировки группового помещения ДОУ или каких-либо других сложных и затратных изменений, а скорее наоборот — дополнение, обновление уже имеющейся РППС, изменение игровых зон, уголков в ней для самореализации воспитанников в разных видах деятельности. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Основная задача ФГОС дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду.
Обновление предметно-пространственной среды должно непременно предусматривать обучение детей, но через игровую деятельность. Организация данного процесса заключается в правильном моделировании среды, претерпевающей изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников.
Реализация ФГОС ДО предполагает устранение указанных недостатков путем построения новой модели развивающей предметно-пространственной среды, содержащей оборудование и материал по образовательным областям в соответствии со стандартом, в центре которой должен находиться ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы. К преимуществам такой модели РППС групповых помещений ДОУ можно отнести ее гибкость, интегрированность, открытость, мобильность, индивидуализацию группового пространства. Рассмотрим данные характеристики подробнее. Гибкость РППС. Вся предметно-пространственная среда группы направляется на решение целей и задач программы, реализуемой в конкретном ДОУ, в соответствие с которой и подбирается оборудование, оснащение, материалы, распределяемые по пяти образовательным областям : – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие. Интегрированность РППС. Деление игрового оборудования по областям условно, один и тот же материал может находиться в разных областях, тем самым осуществляя интеграцию. Например, книги могут находиться в образовательной области «Познавательное развитие», художественные принадлежности — в области «Социально — коммуникативное развитие», растения могут находиться в области «Физическое развитие», тем самым символизируя жизнь и пропаганду ведения здорового образа жизни и т. п. Таким образом, весь материал распределяется по групповой комнате, не имея четко закрепленного места в той или иной области. Открытость РППС. Осуществление взаимодействия на основе сотрудничества всех социальных институтов (детского сада, семьи, школы, предполагающее совместную деятельность детей и взрослых. Динамичность, мобильность РППС. Возможность переноса функционирующего уголка или зоны из одной групповой комнаты в другую, модифицирование уже имеющегося, создание динамических активных центров в группе. Индивидуализация группового пространства. Ни одна групповая комната не должна быть похожа на другую. Интерьер группы является отражением интересов и особенностей воспитанников, а также их педагогов и родителей. Образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности. Таким образом, внедрение в образовательную практику подобных технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников способствует самореализации ребёнка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей силой в становлении личности, обогащает социально- личностное развитие, способствует раннему проявлению и развитию разносторонних способностей дошкольников. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и непосредственную образовательную деятельность детей.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды:
• Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
• Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
• Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
Примерный перечень центров предметно-пространственной среды в группах раннего и младшего дошкольного возраста:
1. Центр сюжетно-ролевой игры (дом, больница, парикмахерская, магазин, гараж и др.)
2. Уголок ряженья
3. Центр дидактических игр
4. Центр театра
5. Центр художественной литературы
6. Центр конструктивных игр
7. Центр спорта
8. Центр творчества
9. Центр музыки
10. Уголок природы
Примерный перечень центров предметно-пространственной среды в группах среднего дошкольного возраста
1. Центр сюжетно-ролевой игры (дом, больница, парикмахерская, магазин, гараж и др.)
2. Центр дидактических игр
3. Центр театра
4. Центр художественной литературы
5. Центр конструктивных игр
6. Центр спорта
7. Центр творчества
8. Центр искусств
9. Речевой центр
10. Центр экспериментальной деятельности
11. Уголок природы
Примерный перечень центров предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста
1. Центр сюжетно-ролевой игры (дом, больница, парикмахерская, магазин, гараж, почта, ателье, автомастерская, салон красоты, кафе и др.).
2. Центр дидактических игр
3. Центр театра
4. Центр художественной литературы
5. Центр конструктивных игр
6. Центр спорта
7. Центр творчества
8. Центр искусств
9. Речевой центр
10. Центр экспериментальной деятельности
11. Уголок природы
12. Школа