Лебедева Ольга Сергеевна
Консультация «Сокольская гимнастика. Что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Сокольская гимнастическая система была первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание в России в конце ХIХ века. В отечественной литературе до сих пор отсутствуют исследования, освещающие формы и методы работы сокольских организаций, как отечественных, так и зарубежных. В существующих источниках анализ деятельности, к сожалению, осуществлялся слишком тенденциозно и односторонне.
Анализируя доступные материалы можно констатировать, что Сокольство родилось в эпоху пробуждения чешского самосознания.
Публикация «Консультация „Сокольская гимнастика, Что это?“» размещена в разделах
Идеи, порожденные французской революцией и войнами Наполеона, вызвали в начале ХIХ века во всей Европе активизацию общественно-политического движения, которое к середине века вылилось в ряде революционных выступлений. Общее стремление к независимости и свободе проникло и в Чехию, входящую в состав Австро-Венгерской империи и начавшую борьбу за национальное освобождение. В эту эпоху и родилось Сокольство, оформившее национальные стремления чешского народа в одну стройную систему, которая постепенно развиваясь и совершенствуясь превратилась в заметное социальное явление не только в Чехии, но и в других славянских государствах, в первую очередь в России.
Сокольская система гимнастики - это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название "Сокол" - использованный как символ свободы, мужества, независимости. В Чехии во главе этой организации встали люди редкой энергии и выдающихся нравственных качеств: основатель М. Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет, и первый председатель И. Фигнер, пожертвовавший все свое состояние на создание материальной базы "Сокола" и постройку первой Пражской сокольни. Выпускник Пражского университета М. Тырш будучи представителем буржуазной интеллигенции, стремился к объединению и сплочению чешского народа для участия в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В своей книге "Основы физической подготовки" он изложил оригинальную систему упражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М. Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.
Первая группа - упражнения без снарядов : ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.
Вторая группа - снарядовые упражнения : прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, щведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями и т. д.); упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).
Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.
Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.
Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов, затем общие упражнения (пирамиды, наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь.
В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы сокольского движения, М. Тырш обратился к физической культуре Древней Греции.
Восхищение общеэллинскими празднествами привело М. Тырша к идее организации подобных физкультурных празднеств, которые могли способствовать сближению всех славянских народов. В 1868 г. в Праге им была предпринята попытка провести совместные публичные физкультурные выступления всех славянских сокольских обществ Австро-Венгрии. Однако она не увенчалась успехом т. к. власти отказались разрешить их проведение. Они состоялись лишь четырнадцать лет спустя. В сокольской печати того времени празднества были названы олимпиадой, однако официально эти гимнастические выступления вошли в историю как общесокольские слеты, на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах. В 1889г. чешские "соколы" принимали участие в съезде французских гимнастов в Париже, который был организован Пьером де Кубертеном.
В 1892г. состоялась вторая поездка "соколов" на гимнастические празднества французских гимнастов в Нанси. Под влиянием идей олимпизма в том же году по инициативе общества "Сокол" было принято решение об устройстве игр для молодежи.
Следует отметить, что чешские "соколы" принимали активное участие в международных состязаниях, таких как состязания "Союза европейских гимнастических обществ". В 1911 г. они стали победителями этих состязаний, оставив позади всех представителей наций, входивших в число членов Европейского союза. В состязания, помимо гимнастических упражнений, входили и элементы легкой атлетики: толкание ядра, прыжки в высоту с шестом, бег на 100 м.
Отличительной чертой сокольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительская работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.
Благодаря привлекательности, форм работы с детьми, с женской и мужской молодежью, сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира. Мир обязан сокольству введением гимнастической терминологии, созданием правил судейства соревнований, широким использованием гимнастических снарядов и высоким гимнастическим мастерством. Сокольство стало одним из основ развития современной спортивной гимнастики.