Светлана Кунавина
Консультация «Словарная работа»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Словарная работа»
Работа по развитию речи и ознакомление с окружающим занимает большое место в системе воспитания и обучение детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях но и в режимных моментах, в игре и трудовой деятельности.
В задачи развития речи входят формирование словаря и грамматически правильной речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, ознакомление с художественной литературой.
Публикация «Консультация „Словарная работа“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Словарная работа- это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире,о жизни людей об их труде и отношениях; в процессе её производит колличественное накопление ребёнком слов, освоение их содержание и активное использование к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно должно осуществляться воспитание общительности, тактичности, сдержанности-качеств, необходимых человеку в общении с окружающими.
Нужно учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы стараясь при этом не нарушить живости и эмоциональности речи, её своеобразия. Однако содержательность речи ребёнка, полнота и последовательность его высказываний обуславливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильное речи. В средней группе выступает новая задача развития связной речи-обучение рассказыванию, тоесть учить детей описывать предмет (игрушку, растение, одежду)называя характерные его признаки и небольшие рассказы впервые прочитанные на занятие. Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка. Необходимо также воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова с точным употреблением в них ударения, совершенствовать речевое дыхание.
Особое внимание необходимо уделять отработке произношения свистящих, шипящих и сонарных звуков.
В средней группе у детей продолжают развивать интерес любовь к художественной литературе. Им рассказывают и читают,учат рассматривать иллюстрации. Педагог помогает детям понять содержание произведения, оценивать поступки героев, воспитывает умение чувствовать красоту художественного слова. Детей учат запоминать и выразительно читать короткие стихотворения. Целесообразно также использовать ситуацию «ребёнок учится, обучая любимую игрушку». Как показали наблюдения детям пятого года жизни свойственно стремление что-то рассказать,обьяснить, показать куклам, зверятам. Эту тенденцию можно использовать при обучение.
Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря ребенка предполагает активное и действенное познание им окружающей действительности детей.
Так, с предметами и явлениями живой и неживой природы,со свойствами и качествами материалов дети знакомятся на занятиях.
Ведущим на этих занятиях выступает метод распознающего наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования ( практических действий: надавить на предмет, согнуть его, надавить на предмет, согнуть его, натянуть, измерить.
Для обогащения и употребления словаря детей могут быть использованы следующие приё мы:
1. Употребление в своей речи новое для детей слово, выделить его интонационно («Мальчик вот-вот заплачет. Он чем-то сильно огорчён. Посмотрите, какой неуклюжий щенок. Объясните его смысл, если возможно, происхождение.
2. Организуя действия детей по обследованию объекта, добиваться, чтобы новое слово и понятие, которое оно обозначает, выступили для ребёнка в единстве («Пластинка не гладкая не ровная. Она, шершавая. Проведите по ней рукой, и вы убедитесь в этом»).
3. Предложить речевой образец для уточнения воспроизведения детьми слова или небольшие фразы («Скажите : неуклюжий», «Предложите медвежонку : леч на бочок»)
4. Предусмотреть возможности для использования нового слова (или небольшой фразы) в различном контексте( «Пластинка металлическая. Какая? У меня ложка. Она тоже металлическая. А из чего сделана машина? Из металла»).
Помимо ознакомления с предметами и материалом, их свойствами предусматривается пополнение словаря детей в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни и в первую очередь с трудом людей. С этой целью проводятся различного рода наблюдения, которые осуществляются в форме экскурсии и целевых прогулок.
Для уточнения представлений детей об окружающем и активизации словаря проводятся занятия в виде дидактических игр («Лето – Осень», «В саду -на огороде», «Одежда – обувь – головные уборы») и беседы (о зиме, весне). При их проведении можно использовать приёмы активизации словаря :
1. Вопросы к детям,требующие ответа- констатации (что? Где? Какой) или ответа-размышления (как? Почему? Зачем)
2. Напоминание косвенный подсказ известного ребёнку слова («Красная Шапочка верила волку. Она была- доверчива»).
3. Образование слов по аналогии («Для сахара- сахарница, а для сухарей – сухарница»).
4. Подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта («Какой рассказ?» - «Весёлый, смешной, похожий на сказку»).
Ознакомление с художественной литературой :
1. Рассказывание и чтение сказок и рассказов
2. Заучивание стихотворений.
Народные сказки рекомендуется рассказывать -тогда легче передать моральною направленность произведения, остроту ситуации, своё отношение к развертывающимся событиям.