Лариса Гунько
Консультация «Самые распространённые ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда родители жалуются, что, несмотря на все их старания, обучение чтению проходит не совсем гладко: ребенок не хочет, ребенок не делает, у него не получается. А может, мы сами что-то делаем не так? Почему это происходит и какие ошибки обычно допускают родители, пытаясь научить детей читать? Каждый родитель должен понимать, что, даже узнав свои ошибки, мы не перестанем в одночасье их совершать. Ошибки – это нормально, их совершают и взрослые, и дети, так что пугаться не нужно. Однако зная свои недостатки, мы сможем эффективнее с ними бороться.
Публикация «Консультация „Самые распространённые ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Следует отметить, что ошибки очень разнообразны, поэтому их лучше упорядочить. Скорее всего, есть и другие оплошности и заблуждения, но сегодня мы рассмотрим девять пунктов ошибок, которые наиболее часто допускают родители при обучении детей чтению.
1. Отождествление понятия «игра» с понятием «обучение».
Некоторые думают, что они играют, а они учат. Когда происходит игра, мы расслабляемся и не ставим сиюминутную задачу и сиюминутную цель, которую мы будем достигать. Мы просто развлекаемся. Я за вас когда-то сочинила эту игру и поставила эту цель. А вы успокойтесь и просто играйте! Забудьте о том, чего именно вы достигаете. Обязательно в каждой игре, конечно, заложена дидактическая цель, потому что эта игра направленная. Но вы-то играйте! Потому что если вы, играющая мама, будете в эту секунду отслеживать цель, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Это очень сложно, но очень важно. Попробуйте сами, даже без ребенка, во что-нибудь поиграть. Просто так, бесцельно. И в игре с ребенком вы также должны по максимуму приблизиться к этой бесцельности.
2. Необоснованные претензии к ребенку.
Обычно мамам хочется всё сделать на «5+», так, как сказала тетя Оля, или Полина, или еще кто-то. Так вот, это обязательно нужно оставить. Все равно, пока мы играем, можем сто раз поменять приоритеты, ребенок может сто раз отказать нам в игре или поменять её ход и сюжет, могут условия поменяться и т. д. Поэтому не предъявляйте ни к себе, ни к ребенку каких-то супер претензий, чтобы было все на отлично. Оставьте это – и вам будет намного легче.
3. Ожидание.
Помните, что ребёнок не может зачитать сразу после двух-трёх дней игры. Вот посмотрите, сколько времени уходит на то, чтобы не умеющий читать первоклашка привык, захотел и начал это делать. Так это большущий ребенок, а мы обучаем совсем маленьких, даже младенцев. Спокойно отнеситесь к вашему ожиданию результата, и он довольно быстро придёт. Конечно, если мы под результатом имеем в виду узнавание слов. Пусть это будет бонусом в достижении дальнейших целей. Дети очень быстро запоминают слова, другое дело, что это не является полноценным чтением. В любом случае, спокойнее отнеситесь ко всему и не теребите ребенка без конца.
4. Недовольство собой.
Мама недовольна собой, думает, что она что-то не доделала, что-то не доиграла, ходит и «рыдает». Наше недовольство – это наши взрослые проблемы, которые тоже, конечно, тянутся из нашего детства. Давайте постараемся не вмешивать их в нашу игру с ребенком. Оставьте это недовольство! Все хорошо! Ни у кого не получается все сразу безупречно! Не нужно себя винить, ваше недовольство собой вредно не только лично Вам, но и ребенку. Вы хорошая мама уже потому, что вы интересуетесь, вам нравится играть с ребенком, читать с ним, танцевать, петь. Так что все в порядке.
5. Недоверие к ребенку и его возможностям.
Многие мамы не доверяют никаким методикам, и это очень заметно. В целом, 90 % мам внутри себя до конца не верят, что игра может окончиться успехом. А это обязательно произойдёт, потому что это в чистом виде имплицит: мы занимаемся какими-то интересными нам делами, а потом оказывается, что мы уже очень многое умеем, знаем и о многом можем судить. То же самое происходит в играх с чтением, если мы нормально играем с ребенком, не толкая его, не подпихивая, не контролируя каждую секунду. Ни себя, ни ребенка.
6. Превышение времени и количества игр.
Очень частая ошибка. Допустим, в рекомендациях написано, что эта игра длится две минуты, а мама играет 10-15 минут. Потому что ей кажется, что маловато или что «а он еще может», или некоторые мамы говорят: «А он еще хочет». Так и отлично, что хочет! Вот тут-то и заканчиваем, ведь мы не хотение его заканчиваем, а игру, и приступаем к чему-то совсем другому. И тогда у него это хотение остается, не забивается. Или, например, те мамы, которые дошли до этапа, когда дети уже могут читать и в тетрадках начали писать, переписывать, рассказики какие-то сочинять, без конца сажают детей за эти тетради. После этого ребенок надолго вообще перестает подходить к чему-нибудь написанному. Так что очень аккуратно с количеством.
7. Заставлять ребенка.
Нельзя заставлять ребенка не только прямо («А ну давай сядь, сейчас же напиши!», но и косвенно («Вот сейчас напишем, а потом гулять пойдем»). Не хочет значит не хочет. Лучше подумайте, что вы сделали не так и как сделать иначе, чтобы он захотел. Нельзя использовать и такие мотивы: «Вот у нас Саша дописывает, Саша молодец!». Что это значит? Я тебя буду, Сашенька, любить, когда ты допишешь, тогда ты будешь молодец – вот реальный перевод этих слов на русский язык. Одно дело – мы выбрали новую книжку и ждем не дождемся, когда мы пообедаем и сядем её читать! А другое дело – «вот сейчас мы прочитаем, вот сейчас ты мне покажешь» и тогда что-то, вплоть до того, что «я тебе конфеты дам». Понимаете? Такая подмена мотивации очень плохо сказывается на дальнейших взаимоотношениях ребенка и мамы, ребенка и чтения.
8. Использование неадекватных способов игр.
К примеру, мы без конца задаем ребенку какие-то вопросы: «А тут что?». Это можно делать, но в пределах разумного. Здесь нужно учитывать возраст ребенка. Маленькому ребенку нельзя задавать жесткие вопросы и контролировать каждую секунду, все ли он усвоил. В понятии взрослого – не усвоил. Но он запечатлел, а это для малыша уже результат. Поэтому контролировать бесполезно, вы только хуже делаете. Старайтесь выбирать более-менее адекватные способы подачи материала для маленького ребенка и помните, что избыточный контроль над состоянием дел достаточно вреден.
9. Беспокойство.
Причина тому – мамина любознательность. Я очень часто вижу, что мамы интересуются: «А знаете, как именно происходит, что он не читал и вдруг зачитал?». Мы не знаем, каким образом, мы можем не уследить этот момент, да это и не нужно, если только вы не хотите стать исследователем. Причём это не должно сказываться на качестве вашей с малышом сиюминутной игры, и такая любознательность может перерасти в претензии к ребенку и себе, в превышение количества игр и времени на них и т. д.
Вот и все основные ошибки в играх по чтению с малышом. Теперь вы многое знаете и, надеемся, будете их избегать : предупрежден – значит вооружен.