Зоя Сергеева
Консультация «Саморегуляция у детей дошкольного возраста»
Саморегуляция – способность владеть и управлять собой, сознательное, следование определённым нормам, поступкам и правилам.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей.
Наиболее остро проблема саморегуляции проявляется в дошкольном возрасте. Многочисленные исследования показали, что дети, испытывающие сложности в саморегуляции, добиваются меньших успехов в учебе и часто испытывают проблемы со стороны сверстников в детском саду. Низкий уровень саморегуляции обычно проявляется в гиперактивности, невнимательности, импульсивности, часто связан с плохо развитой когнитивной регуляцией.
Публикация «Консультация „Саморегуляция у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Большую роль в развитии саморегуляции у дошкольников играет взаимодействие с взрослыми (воспитателями и родителями).
Исследователи выделили два типа инструктивных высказываний родителей – директивные и конструктивные (или развивающие).
В родительской речи было выделено два основных типа высказываний: управление (команды, которые не предполагают участие ребенка в диалоге, т. е. директивные высказывания) и предложения (вопросы и комментарии, которые приглашают ребенка сделать выбор или поделиться своим мнением, то есть конструктивные высказывания).
Дети, которые получали большее количество команд, обладали более низким уровнем соморегуляции, а дети получившие большее количество предложений от родителей, обладали более высоким уровнем развития саморегуляции.
Взрослый оказывает существенное влияние на формирование саморегуляции ребенка, и характер этого влияния зависит от стиля взаимодействия.
Наиболее эффективными являются поддерживающие стратегии, когда взрослый дает ребенку подсказки и помогает самостоятельно найти правильное решение.
Эффективным способом развития саморегуляции является овладение культурными средствами. В качестве средств здесь выступают знаки (схемы, модели, и другие визуальные средства) и слова.
Использование визуальных средств помогает детям удерживать задание в памяти и улучшает способность к сдерживающему контролю.
Показывая карточку с изображением уха, объясняем : «Уши не разговаривают, уши слушают». Карточка помогает сдерживать желание говорить и ребенок начинает слушать.
Через несколько месяцев карточка не потребуется, т. к. данное визуальное средство становится внутренним средством, помогающим ребенку контролировать свое поведение.
Не менее важным средством является проговаривание правил, инструкций, то есть использование слова. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Очень полезны беседы с детьми о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.
Следует обогатить представление ребенка о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц и поговорок. Это могут быть следующие пословицы о целеустремленности, старательности, терпении: «Терпение и труд все перетрут», «Есть терпенье, будет и уменье», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Делу -время, потехе -час». и т. д. В процессе знакомства с этими пословицами и поговорками целесообразно побеседовать о том, почему так говорится в пословице, обсудить разные ситуации, в которых можно проявить эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций.
Становлению произвольного поведения ребёнка способствует игра. Игровая деятельность рассматривается как важная составляющая развития саморегуляции у детей. Именно в игре ребенок учится действовать по линии наибольшего сопротивления. Игру считают школой произвольного поведения. Игры с правилами решают задачу развития саморегуляции ребенка.
Хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством развития детей дошкольного возраста. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением - сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.
Многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением.
В совместной игре со сверстниками ребенок учится регулировать свое поведение: соблюдать договоренности, решать возникающие конфликты.
Таким образом, мы видим, что в игре развивается такой компонент, как сдерживающий контроль.
Компьютерные методы развития саморегуляции. Увлечение детей компьютерными играми можно использовать для их обучения и развития. Использование игровых приемов позволяет повысить мотивацию и вовлечь ребенка в процесс выполнения задания.
Проведенные исследования показали положительное влияние использования обучающих компьютерных игр для развития практического мышления, воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста. В зарубежных исследованиях также было показано, что дети, имевшие доступ к компьютеру в дошкольном возрасте, отличались более высокой готовностью к школе и когнитивным развитием.
В программах, направленных на выработку внутренних средств саморегуляции, обычно задействованы педагоги, которые обучают детей и дают им необходимую обратную связь. Одним из важных достижений их работы стала классификация видеоигр, в которой определенные виды игровых действий связывались с развитием определенных регуляторных способностей детей :
- «точные действия» : игрок должен очень аккуратно выполнить набор действий для продолжения игры (например, аккуратно водить мышкой, не задевая препятствия). Данный вид игровых действий активирует практически весь мозг;
- «своевременные действия» : в этом случае игрок выполняет действие в определенный момент, который определяется событиями в игре, где скорость реакции - это самое главное (например, когда персонаж бежит по дороге и должен вовремя перепрыгивать препятствия). Данный вид игровых действий оказался в наибольшей степени связан с когнитивной гибкостью и рабочей памятью.
- «повторение последовательности действий» : игроку нужно воспроизвести последовательность действий, ранее показанную в игре. (например, ребенку показывают последовательность из нескольких картинок, которую он потом должен в точности повторить). Данный вид игровых действий может быть использован для развития рабочей памяти.
- «логические задачи» : в этом случае игрок должен понимать логику действий персонажа, чтобы идти вперед (например, прохождение персонажем многоуровневого лабиринта). Данный вид игровых действий отражает развитие процессов планирования, контроля и решения проблем. Подобные игры способствуют активации различных областей мозга. Таким образом, согласно данному исследованию, наибольшей пользой для развития и тренировки обладают игры, в которых ребенок должен быстро реагировать, запоминать и повторять определенные образцы действий, а также для большего развивающего эффекта важно использовать более открытые задания, которые не полностью контролируют действия играющего ребенка, а дают ему больше свободы выбора и самовыражения, что будет способствовать развитию у него рефлексии и способности к прогнозированию своей деятельности. решать логические задачи.
Наиболее важное место в технике саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям –это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, игровые приемы