Приложение МААМ

Роль экологического воспитания в развитии ребёнка

Надежда Дидковская
Роль экологического воспитания в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольника к экологической культуре, концентрирует в себе общечеловеческие ценности отношения к природе. Ядром содержания экологической культуры являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.

Природа самоценна, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы

Публикация «Роль экологического воспитания в развитии ребёнка» размещена в разделах

Экологическая воспитанность ребенка, является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

^ Экологическая воспитанность выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

• доброжелательность к живым существам;

• эмоциональная отзывчивость на их состояние;

• интерес к природным объектам;

• стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

• желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Термин Н. Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность»- это доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная педагогом, а затем и самостоятельно ребенком так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой.

Необходимо помнить, что все знания даются с учетом принципа научности, отражая ведущие идеи и понятия современного естествознания.

На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание такого единства составляет основу экологической культуры личности.

С этой целью воспитателю необходимо давать знания о неживой природе как источнике и условии существования живого. Объяснять взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям: изменения жизнедеятельности в зависимости от сезонных изменений.

Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие понятия «живой организм», опираясь на естественнонаучную идею многообразия живого. В соответствии с ней живые - люди, животные, растения. Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют.

Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.

Детям необходимо раскрыть идею единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражать влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому надо большое внимание уделять опытам и наблюдениям. Важно что бы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Задачи воспитателя связать результаты с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных, основ экологически – грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все преодолевают сами. Необходимо, чтобы на занятиях каждый из детей имел всё необходимое для провидения опытов. Ребенку интересно проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

В группе должны быть созданы условия для экспериментирования: мини - лаборатория, оборудованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты неживой природы - вода, глина, песок, камни и т. д.)

Опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства.

С возрастом опыты усложняются.

Дети охотно делают опыты с воздухом, они ловят ветерок, запускают самолетики. С воздухом проделывают следующие опыты: «Ветер- движение воздуха», «Живая змея», «Как поймать воздух», «Где живет воздух». Дети уже могут найти ответы на сложные вопросы: «Где живет воздух? Как поймать воздух? Почему осенью много луж и т. д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети изучают свойства магнита, узнают, что такое звук.

Изучают свойства песка: песок сыпучий, может двигаться, песочные часы, песок хорошо пропускает воду.

Детям очень нравится играть с водой, они плещутся в воде, открывают ее тайны : отправляют в плавание кораблик, превращают снег в воду, а воду в разноцветные сосульки, пускают мыльные пузыри. С водой делают следующие опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса», «Лед - твердая вода», «В воде одни вещества растворяются, другие нет», «Кораблики плывут по воде», «Вода нужна всем».

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой познавательной экспериментальной деятельности поможет успешно развивать творческие способности в дальнейшей школьной жизни.

Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологическую культуру. Воспитываем у детей такие нравственные качества как любовь к родной природе, желание сохранить и

приумножить ее для потомков.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность. Её роль в развитии ребёнка. В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый.

Консультация для родителей «Роль игрушки в развитии ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии ребенка» Дети любят играть. Вы это знаете и поощряете детские игры, покупаете игрушки. Но задумываетесь ли вы при этом, о том, каково значение детских.

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии ребёнка» В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить.

Консультация для воспитателей «Развитие экологического воспитания» Экологическое воспитание детей это воспитание доброты, человечности, бережное отношения ко всему живому что окружает нас (животные, птицы,.

Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности» Кризис 6 – 7 лет и его роль в развитии личности В подготовительной группе дети должны быть готовы пойти в школу. Переход в школу – это начало.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Роль гендерного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников Проблема воспитания мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода является актуальной на сегодняшний день. В педагогике на первое место.

Консультация для воспитателей «Система экологического воспитания детей в детском саду» Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Природа остро реагирует на насильственное вторжение человека.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в раннем развитии ребёнка» В развитии каждого ребёнка большая роль отведена игре. Игра способствует развитию ребёнка, его характера, способствует его формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экологического воспитания в развитии ребёнка
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 14:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экологического воспитания в развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дидковская (УИ 345328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД