Татьяна Сорока
Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников»
Нравственное воспитание – это очень актуальная и сложная проблема нашего времени. Под влиянием нынешних мультфильмов, компьютерных игр у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, справедливости, милосердии. Всё реже встречаются проявления любви, сочувствия, сострадания. Дети всё чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. И перед нами стоит задача воспитания у них нравственных привычек, навыков культурного поведения, уважения к взрослым, их труду.
Публикация «Консультация „Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Художественная литература оказывает сильнейшее воздействие на чувства ребёнка и его нравственные представления. Она является источником всестороннего воспитания, знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.
«Чтение – говорил В. А. Сухомлинский – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
При слушании литературного произведения, ребёнок стремится подражать любимым героям, он активно переживает все события.
Приобщая детей к художественной литературе, нужно стараться подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании таких нравственных чувству детей, как товарищество, честность, правдивость, уважение к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Чтение художественных произведений должно сопровождаться показом наглядного материала, рассматриванием ярких иллюстраций. Это способствует запоминанию текста. После прочтения произведения нужно побеседовать о нём, задать вопросы о героях и их поступках. После этого можно обыграть это произведение, используя игры-инсценировки, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры, нарисовать рисунки к произведению, слепить из пластилина героев. Для закрепления полученных знаний провести викторину, где нужно угадать произведение, назвать героев, разыграть некоторые эпизоды, назвать нравственные поступки, которые совершили герои.
Для усиления воспитательного воздействия книги лучше подбирать такие, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. В книгах должны быть, наряду с положительными героями и отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать плохое и хорошее поведение людей.
Например: Если добрая девочка из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу и он награждает её серебром и бриллиантами за труд и заботу о нём, то ленивую и завистливую девочку награждает только ледяной сосулькой, что является наказанием за лень и грубость. Крошечка-Хаврошечка – это олицетворение доброты и трудолюбия, а её мачеха – жестокости и коварства. Кот из сказки «Кот, петух и лиса» - трудолюбив, рассудителен, а лиса хитрая и коварная.
Задача воспитателя донести до сознания ребёнка основной смысл, идею произведения, научить его разбираться в поступках героев, оценивать их и высказывать своё отношение к героям и событиям, о которых идёт речь.
Знакомство дошкольников с художественной литературой можно начинать с потешек, песенок, прибауток. В них оживают явления природы:
«Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко – вёдрышко» обогрело телят, ягнят и ещё маленьких ребят.
Действуют животные:
«Кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички», «Котик идёт на торжок и покупает пирожок», «Сорока – белобока кашку варит, чтобы деток кормить».
Все персонажи трудолюбивые, ласковые, заботливые: собачка не лает, чтобы деток не будить, а котик качает люлечку баюкает младенца» и т. д.
Одним из самых доступных средств для нравственного развития ребёнка, является сказка. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Она знакомит его с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка не даё т прямых наставлений детям таких как: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ней всегда заложен урок, который дети воспринимают, многократно возвращаясь к тексту.
Например: Сказка «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей» -учат малышей быть дружными, трудолюбивыми, воспитывает чувство коллективизма.
Смелость восхваляется в сказках «Тараканище», «Жихарка», «Как солдат страх победил».
«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка» - трудолюбие и доброта.
В сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», - звучит наказ, что нужно слушаться родителей и старших, сказка воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попал в беду.
Честность, справедливость, мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой».
Хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк».
«Маша и медведь» - предостерегает, в лес одним ходить нельзя- можно попасть в беду, а если так случилось, то не нужно отчаиваться и постараться найти выход из сложившейся ситуации.
В сказке «Бобовое зёрнышко» - поощряется забота о близких.
Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики».
Осуждается жадность и поощряется щедрость в сказках «Два жадных медвежонка».
Вежливость – «Волшебное слово».
Для более полного понимания произведения помогают пословицы и поговорки. Они являются одним из приёмов формирования нравственных качеств у детей более старшего возраста. Пословицы помогают нам яснее высветлить намёки народной мудрости, скрытые в произведении, по-новому взглянуть на неё.
Например: К сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» мы подобрали пословицу «Цыплят по осени считают». Она учит тому, что нужно быть терпимее друг к другу, что не смотря на все обиды утёнок не стал злым, он всё выдержал и стал счастливым,
К рассказу Л. Н. Толстого «Два товарища» подобрали пословицу «Без беды друга не узнаешь», т. е. человек, который при первой же опасности бросает товарища в беде, проявляет трусость и не может считаться хорошим другом, ему нельзя доверять.
«Два жадных медвежонка» пословица «Жадный платит дважды» - важно, чтобы дети поняли, что щедрый – это тот, кто не только всё всем даёт, но и умеет правильно поделить.
«Зимовье» - пословица «У страха глаза велики». Эта пословица о тех, кто боится любого шороха и делает из этого много шума, о трусости.
«Теремок» - «Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно».
«Репка» - «Из многих малых, одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит».
«Лиса и журавль» - «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ».
«Колобок» - «Чем похвалишься, на том и провалишься», «На языке медок, да на сердце холодок».
«Жихарка» - «Мал, да удал».
Есть книги, которые показывают человека труженика. Герои этих книг очень похожи на пап и мам детей. Нужно показать ребёнку, как любимое дело делает человека счастливым, какое уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела. В этом нам помогают произведения: С. Михалкова «А что у вас?», С. Маршака «Ледяной остров», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое». И. Винокура «Самолёт летит», И. Туричина «Человек заболел» и многие другие.
Любовь к природе можно привить через рассказы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Г. Снегирёва, В. Бианки «Лесные домишки», «Аришка-трусишка», «Купание медвежат». Все эти рассказы полны не только сведениями о природе, но и добротой, поучительностью.
Таким образом, главной ролью детской художественной литературы было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Именно книга помогает воспитать в растущем человеке определённые взгляды на жизнь и общество, способность и стремление к дружбе, верности, честности и доброте.