Получи документы

Консультация «Роль хакасской сказки в воспитании детей»

Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Консультация «Роль хакасской сказки в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль хакасской сказки в воспитании детей. К наиболее любимым и популярным жанрам хакасского фольклора относятся сказки, называемые по хакасски "нымах". Сказки имеют свою поэтику. Повествование начинается с небольшого зачина: «алында- пурунда полган" или ”1кi харындас чуртаптыр" и имеют концовку - поучение, мораль. Хакасские сказки бывают трех видов : волшебные (хайхастыг, бытовые (хоныхтанар, сказки о животных (аннар-хустар). Героем волшебной сказки часто являются обездоленный сирота, рядовой труженик, слуга, пастух, охотник. Он сталкивается с духами стихий и природы - огня, воды, горы, чудовишем - Чилбегеном, вступает в борьбу с ними и побеждает. Таковы сказки "Каменное сердце”, "Борьба Пекишки с домовым", "Как Тарбан убила Чилбигена", "Хозяин воды и рыбак". Как правило, рядовой человек оказывается в них умнее, сообразительнее, находчивее своего врага. Юмор - основное средство разоблачения врагов человека. Один из самых колоритных образов - Харызах, что означает Вершок. Этот с виду маленький человек хитер на выдумку, находчив, чем и побеждает сильного врага. Герои сказок о животных -звери, птицы, но под ними подразумеваются люди. Для них характерны сатира, юмор. Широко известны в народе сказки "Медвежье ушко", "Зайчик", "Лисичка", "Перепелка и Лисица", Медведь и волк. В сказках о животных разоблачаются в подвергаются жадность; мошенничество нечестность и обман. Лиса в сказках обычно отрицательный персонаж. Часть волшебных сказок и сказок о животных отличается промежуточными чертами.

Публикация «Консультация „Роль хакасской сказки в воспитании детей“» размещена в разделах

В той и другой сказке есть сюжетные элементы. В сказках о животных большое место занимает диалог. Наибольшее развитие и распространение среди хакасских сказок получила бытовая. Герои ее - бедняк, батрак, солдат, крестьянин, а эго антиподы - шаман, купец, судья, "Умная девушка, Бай побежден" Другие бытовые сказки поэтизируют людей из народных ни-зов, подтверждают их умственное превосходство над богатыми. Среди бытовых есть такие, которые частично воображая в себя черты волшебной сказки. Бытовые сказки высмеивают скудоумие, жадность богачей и хвастовство. Для всех сказок характерно наличие дидактики, морали. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. Поэтому приобщение детей к народной сказке в значительной мере способствует обогащению их речи.

Дети любят пересказывать русскую народную сказку "Курочка Ряба", которую они много раз слышали и на родном языке. Для того, чтобы научить детей словесно воспроизводить сказку в целом, с опорой на иллюстрации, я раскладывала перед ними рисунки в той последовательности, в которой развивались события сказки. Хорошо восприняв и прочувствовав сюжет сказки, ребята начинают ее драматизировать. Они изображают героев, ведут диалог, передают манеру и поведение героев сказки, широко используя сказочные выражения, последовательно воспроизводят сюжет. После таких игр, я беседовала с детьми о том, верно ли они передали содержание сказки. Дети давали характеристику действующим лицам, оценивали их поступки. Дальнейшее обучение детей связной речи осуществлялось на более сложных по содержанию и языковому материалу сказках : "Петушок и белый гусь", "Любопытный зайчонок ”. При усвоении сказки "Петушок и белый гусь" дети изображали белого гуся уродливым, а петушка гордым, красивым, используя в первом случае мрачные, а во втором - яркие краски. Опираясь на собственные работы, высказывали свое отношение к герою, давали его внешнюю и внутреннюю характеристику. На вопрос "как ты думаешь, какой на самом деле белый гусь?" дети отвечали, что гусь непорядочный, плохой. "Почему же плохой, ведь он белый, красивый?" и тогда ребенок, называл те отрицательные черты характера, которые белый гусь проявлял по отношению к петушку. Стараюсь давать детям творческое задание: придумывание сказок по аналогии с народной сказкой. Его результаты показали, насколько сформировались все стороны речи детей. Дети могут создавать свои сказки. Они свободно пользуются метафорами, сравнениями, эпитетами. Речь детей у большинства стала яркой, интересной, выразительной. Результаты свидетельствуют о том, что использование продуктивных видов деятельности для усвоения содержания сказок и обогащения речи детей, являются эффективным средством, облегчающим детям усвоение родного языка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль хакасской сказки в воспитании детей»
Опубликовано: 17 января 2024 в 17:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль хакасской сказки в воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Чаптыкова Евдокия Александровнаechap в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД