Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Консультация «Роль хакасской сказки в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль хакасской сказки в воспитании детей. К наиболее любимым и популярным жанрам хакасского фольклора относятся сказки, называемые по хакасски "нымах". Сказки имеют свою поэтику. Повествование начинается с небольшого зачина: «алында- пурунда полган" или ”1кi харындас чуртаптыр" и имеют концовку - поучение, мораль. Хакасские сказки бывают трех видов : волшебные (хайхастыг, бытовые (хоныхтанар, сказки о животных (аннар-хустар). Героем волшебной сказки часто являются обездоленный сирота, рядовой труженик, слуга, пастух, охотник. Он сталкивается с духами стихий и природы - огня, воды, горы, чудовишем - Чилбегеном, вступает в борьбу с ними и побеждает. Таковы сказки "Каменное сердце”, "Борьба Пекишки с домовым", "Как Тарбан убила Чилбигена", "Хозяин воды и рыбак". Как правило, рядовой человек оказывается в них умнее, сообразительнее, находчивее своего врага. Юмор - основное средство разоблачения врагов человека. Один из самых колоритных образов - Харызах, что означает Вершок. Этот с виду маленький человек хитер на выдумку, находчив, чем и побеждает сильного врага. Герои сказок о животных -звери, птицы, но под ними подразумеваются люди. Для них характерны сатира, юмор. Широко известны в народе сказки "Медвежье ушко", "Зайчик", "Лисичка", "Перепелка и Лисица", Медведь и волк. В сказках о животных разоблачаются в подвергаются жадность; мошенничество нечестность и обман. Лиса в сказках обычно отрицательный персонаж. Часть волшебных сказок и сказок о животных отличается промежуточными чертами.
Публикация «Консультация „Роль хакасской сказки в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Республика Хакасия
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В той и другой сказке есть сюжетные элементы. В сказках о животных большое место занимает диалог. Наибольшее развитие и распространение среди хакасских сказок получила бытовая. Герои ее - бедняк, батрак, солдат, крестьянин, а эго антиподы - шаман, купец, судья, "Умная девушка, Бай побежден" Другие бытовые сказки поэтизируют людей из народных ни-зов, подтверждают их умственное превосходство над богатыми. Среди бытовых есть такие, которые частично воображая в себя черты волшебной сказки. Бытовые сказки высмеивают скудоумие, жадность богачей и хвастовство. Для всех сказок характерно наличие дидактики, морали. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. Поэтому приобщение детей к народной сказке в значительной мере способствует обогащению их речи.
Дети любят пересказывать русскую народную сказку "Курочка Ряба", которую они много раз слышали и на родном языке. Для того, чтобы научить детей словесно воспроизводить сказку в целом, с опорой на иллюстрации, я раскладывала перед ними рисунки в той последовательности, в которой развивались события сказки. Хорошо восприняв и прочувствовав сюжет сказки, ребята начинают ее драматизировать. Они изображают героев, ведут диалог, передают манеру и поведение героев сказки, широко используя сказочные выражения, последовательно воспроизводят сюжет. После таких игр, я беседовала с детьми о том, верно ли они передали содержание сказки. Дети давали характеристику действующим лицам, оценивали их поступки. Дальнейшее обучение детей связной речи осуществлялось на более сложных по содержанию и языковому материалу сказках : "Петушок и белый гусь", "Любопытный зайчонок ”. При усвоении сказки "Петушок и белый гусь" дети изображали белого гуся уродливым, а петушка гордым, красивым, используя в первом случае мрачные, а во втором - яркие краски. Опираясь на собственные работы, высказывали свое отношение к герою, давали его внешнюю и внутреннюю характеристику. На вопрос "как ты думаешь, какой на самом деле белый гусь?" дети отвечали, что гусь непорядочный, плохой. "Почему же плохой, ведь он белый, красивый?" и тогда ребенок, называл те отрицательные черты характера, которые белый гусь проявлял по отношению к петушку. Стараюсь давать детям творческое задание: придумывание сказок по аналогии с народной сказкой. Его результаты показали, насколько сформировались все стороны речи детей. Дети могут создавать свои сказки. Они свободно пользуются метафорами, сравнениями, эпитетами. Речь детей у большинства стала яркой, интересной, выразительной. Результаты свидетельствуют о том, что использование продуктивных видов деятельности для усвоения содержания сказок и обогащения речи детей, являются эффективным средством, облегчающим детям усвоение родного языка.