татьяна хлынова
Консультация родителей дошкольников «Ребёнок в 2 года не говорит: ждать нельзя действовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Несовершенство произносительной стороны речи малыша в 2, 3 или даже 4 года - закономерное явление.
В возрасте 2 лет дети ещё произносят неправильно большинство звуков, пропускают звуки при произнесении слов и отдельные слоги при произнесении многосложных слов, смягчают согласные звуки. Голос некоторых детей тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних детей словарный запас относительно невелик. В первую очередь, они пользуются в самостоятельной речи словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова - звукоподражания типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».
Публикация «Консультация родителей дошкольников „Ребёнок в 2 года не говорит: ждать нельзя действовать“» размещена в разделах
Нормотипичный двухлетний ребёнок уже в состоянии говорить короткими фразами из 2–4 слов, может самостоятельно задать элементарный вопрос, например, «Что это?», а также сам ответить на простой вопрос. Он по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен (к 2 годам словарный запас равен минимум 50–100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается).
Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста.
Если ребёнок в 2 года не говорит или говорит очень мало, в основном используя отдельные вокализации, звукоподражания или лепетные слова, не стоит спокойно ждать внезапного скачка речевой активности. Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы /патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.
Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, если в анамнезе имелись следующие факторы:
родовая травма;
асфиксия/ гипоксия в родах;
нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
черепно-мозговая травма у ребёнка;
несовпадение с матерью по резус-фактору;
социальная депривация (ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения).
гиперопека со стороны взрослых родственников;
дефицит общения у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.
Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки.
Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог, дефектолог.
Основания для обращения к специалисту:
ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
ребенок «говорит» на одному ему понятном языке, и ему не важно, что его не понимают;
речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
речь была, а потом исчезла;
ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.
Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – начать занятия со специалистом как можно раньше или получить у него рекомендации для самостоятельных занятий.
Среди НЕ специалистов бытует неверное мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это утверждение истинно лишь отчасти для говорящих дошкольников, для коррекции фонетического недоразвития речи. Если же ребенок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приемы здесь применяются совершенно другие.