Светлана Стуликова
Консультация для родителей «Двигательный режим в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывают особую озабоченность государства и общества. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. По данным научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет всего лишь 10 % от контингента детей, поступающих в школу.
Исследования показали, что высокий процент детей с заболеваниями носоглотки, зрения и нарушениями осанки. По данным Минздрава России нарушение осанки до поступления в ДОУ наблюдается у 24,5 % детей; у детей, посещающих ДОУ к 6 годам 66,6 %, а к 7 годам 86,4 %.
Хочу подчеркнуть, что чаще всего это является следствием:
Публикация «Консультация для родителей „Двигательный режим в ДОУ“» размещена в разделах
• нарушения режима дня;
• негативной практики увеличения умственной нагрузки воспитанников, учебных занятий, требующих напряжения и малоподвижной позы.
Это вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражается на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии ребенка.
Продолжительное сидение при слабом опорно – двигательном аппарате приводит к нарушению осанки, а это в свою очередь, оказывает неблагоприятное влияние на работу сердечно – сосудистой, дыхательной систем и органов зрения.
Мы ищем пути успешного решения оздоровительных задач в ДОУ через создание развивающих программ по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Программа по физическому воспитанию направлена на решение следующих задач:
• сохранение, укрепление и охрана физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, выразительности движений, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие мелкой моторики рук);
• формирование потребности в ежедневной двигательной активности, физическом совершенствовании;
• формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
• формирование у детей навыков безопасного поведения;
• повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
• развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
• развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, интереса и любви к спорту;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Двигательный режим в ДОУ
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия
• Самостоятельная деятельность детей
• Подвижные игры (как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр)
• Физкультминутки (во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия)
• Гимнастика - побудка после дневного сна
• Физкультурные досуги
• Спортивные праздники
• Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
• Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
• Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
• Логоритмические упражнения
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В своей работе преимущественно использую сюжетные занятия, что повышает интерес к физическим упражнениям. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть эмоционально настраивает детей на занятие, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. В основной части сюжетного занятия с детьми разучивают движения и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. В заключительной части происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, появляется настрой на самостоятельную игру. В заключительную часть включаются малоподвижные игры, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц, соответствующие сюжету занятия.
В процессе сюжетных занятий использую стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету, которые предполагается разучивать во второй половине дня. Можно предложить детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с предстоящим сюжетным занятием, прочитать рассказы, сказки соответствующего сюжетного содержания. При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, использую специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, что в сочетании с естественными природными звуками будет способствовать релаксации. Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы, создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.
Большое внимание в уделяется развитию личности ребенка, формированию нравственно – патриотических ценностей через:
- воспитание любви и привязанности к семье, детскому саду, улице, городу (тематические занятия «Транспорт» «Цветные автомобили», «Семейная зарядка», «Строители», «Мы со спортом крепко дружим», «Цирк», «Непослушные мячи», «Скамейка – Непоседушка», «Так палка, так лошадка», «Разноцветные обручи», Спортивный досуг «Папа, мама, я - спортивная семья»)
- расширение знаний о природе, диких животных; воспитание бережного отношения к ним (сюжетные занятия «Вспомним лето», «В гостях у леса», «Кто в лесу живет», «Падают, падают листья», «Ах, зима – красавица, детям очень нравится», «Зимняя сказка», «Животные Арктики и Антарктики», Спортивный праздник «Снова осень к нам пришла», «Весна – красна», «Путешествие в мир насекомых»)
- приобщение к народной культуре (подвижные народные игры, считалки, спортивно – музыкальный праздник «Широкая масленица», спортивное развлечение «Народные игры», «Праздник березки»)
- воспитанию любви и уважения к Отечеству (тематические занятия «Мы – матросы», «А когда мы подрастем, тоже в Армию пойдем», «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам», «Олимпиаде шлем привет», спортивный праздник «Слава Армии родной»).
Огромное внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Неоспоримо влияние уровня развития мелкой моторики на развитие речи и подготовку руки к письму. Данный факт имеет физиологическую основу: примерно треть всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, которая, кроме того, располагается в непосредственной близости от речевой зоны.
У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы и у них нет глубоких поражений центральной нервной системы. Тогда у родителей возникает вопрос : в чём причина? Можно предположить несколько вариантов: в недостаточном уровне активного речевого общения взрослого с детьми и степень сформированности тонких движений пальцев рук.
Повседневная жизнь является хорошей школой для развития кистевой моторики ребёнка. Умение держать ложку, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, использование предметов для самообслуживания, помощь маме на кухне, домашние немудрёные поручения — всё это хорошие упражнения для развития моторики ребёнка. Другими словами, важно максимально включить мелкие движения пальцами в повседневную жизнь ребёнка. Стремясь сэкономить своё поистине драгоценное время, уважаемые родители, не лишайте ребёнка возможности развиваться самостоятельно. Тем более, что весь парадокс ситуации состоит в том, что когда ребёнок подходит к школьному порогу, многие родители начинают искусственно создавать развивающие ситуации — тренировать навыки письма, заучивать с детьми специальные упражнения, мы забываем, что действие такие упражнения оказывают лишь в том случае, если им предшествовала длительная предварительная работа. Специальные упражнения необходимо использовать и в школе, так как известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10—13 лет. Гигиенические исследования установили оптимальную длительность непрерывного письма для детей 1-го класса — от 3 минут до 5 минут 20 секунд.
Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:
• Пальчиковые игры должны использоваться систематически, ежедневно.
• Место не имеет значение, главное — интерес ребёнка.
• Длительность упражнения зависит от эмоционального отклика детей — не заставляйте их выполнять упражнения насильно.
Дома для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности:
• «пальчиковый театр»;
• выкладывание узоров из мелких камешков, круп, пуговиц;
• вязание, шитье, вышивание;
• завязывание и развязывание узелков;
• застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
• комканье листов бумаги и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
• лепка из глины или пластилина;
• нанизывание бус, бисера, пуговиц;
• нанизывание колец различной величины на стержень;
• перематывание цветных клубочков ниток;
• собирание мозаики по возрастающей сложности;
• коструктор лего;
• узнавание предметов на ощупь (игры типа «Чудесный мешочек»).
При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук — подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
На физкультурных занятиях в детском саду мы выполняем ОРУ с различными предметами: палками, обручами, мячами разных размеров, шишками, платочками, ленточками, листочками (показ упражнений родителям – раскручивание обруча, вращение обруча 1,2,3 пальцами, вращение палки «Пропеллер», игровое упражнение «Вертушка»). Дети любят пальчиковые игры с предметами: палочками, массажными ковриками, стопорами и т. д. (проведение пальчиковой игры с палочками «Осенние листья», вариант этой же игры со стопорами, «Моталочка»).
Важная роль принадлежит формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия (показ видов ходьбы, ходьба по корегирующим дорожкам, по гимнастической палке, обручу, канату).
В сентябре и мае проводится диагностическое обследование уровня физического развития и двигательных способностей детей. Для тестирования детей с 4 до 7 лет использовались контрольные упражнения по методике Полтавцевой Н. В.
Диагностические тесты:
1. Бег на 30м (со старта)
Обследование бега проводится в специально организованной обстановке. Дети делятся на 3 подгруппы (по 7-8 детей). В паре детям предлагается пробежать быстрее до флажка и взять его. В средней группе предлагается пробежать 20м, в старшем дошкольном возрасте – 30м. Флажок, к которому стремятся дети, находится на 4-5 м дальше отметки установленной дистанции для того, чтобы избежать торможения к концу дистанции. Каждый ребенок в порядке очередности пробегает указанную дистанцию 2 раза, а один из педагогов секундомером фиксирует результат. В графу «Количественные показатели» заносится лучший результат из двух попыток. Собранные данные позволят педагогу точнее определить содержание работы по совершенствованию бега.
2. Прыжок в длину с места
Обследование выполнения прыжка в длину с места проводится на участке в прыжковой яме или в помещении с использованием ковровой дорожки, перевернутой ворсом вниз. На расстоянии 25-30 см от одного ее конца мелом наносится линия, от которой дети должны прыгать. От линии отталкивания следует сделать разметки через 10 см, в результате чего облегчается измерение результатов прыжка. Для обследования детей делят на подгруппы по 6-8 человек. Каждый ребенок с небольшими интервалами выполняют три попытки.
В графу «Количественные результаты» вписывается лучший результат из трех
3. Бросок набивного мяча (весом 1 кг способом из-за головы 2 руками стоя)
Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, друга сзади. При броске ступни ног ребенка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.
4. Статическое равновесие
- для детей 4 лет: и. п. : пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранять данную позицию необходимо в течение 15 сек. закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позы, схождение с места, балансирование расцениваются как минус;
- для детей 5 лет: и. п. то же, но устоять на носках с закрытыми глазами для детей этого возраста норма 10 сек;
- для детей 6 лет: встать на одну ногу, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена в сторону под углом 900, для детей этого возраста норма 10 сек. После 30 сек. отдыха то же повторить с опорой на противоположную ногу.
5. Владение мячом
Определяется данными “Программы воспитания и обучения в детском саду,” соответствующими возрасту.
6. Гибкость
Характеризует подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата. Для определения подвижности позвоночника детям предлагается выполнить наклоны.
Для определения гибкости можно использовать следующее задание: сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
7. Метание на дальность мешочка с песком
Для выявления уровня развития метания на дальность используется метание мешочков весом 200 г (размер 7х12 см). Обследование проводится на асфальтированной дорожке шириной 3 м и длиной 15-20 м. метание на дорожке способствует большей точности броска в заданном направлении. Дорожка размечается поперечными линиями через каждый метр, на концах линии с обеих сторон дорожки ставятся цифры, обозначающие метраж от линии броска.
Выполняются три броска сначала одной рукой, а затем три броска другой рукой, причем мешочки двух цветов (свой цвет для каждой руки) лежат по три штуки в детских ведерках, стоящих слева и справа от бросающего.
Результаты обследования позволяют получить достаточно объективную картину физической подготовленности детей и проследить динамику развития их физических качеств, наметить перспективы в работе по развитию двигательных способностей детей.