Оля Елизарова
Консультация «Ребенок пришел в детский сад» (адаптационный период)
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, – проблема адаптации детей.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, – это серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии, возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Такое состояние можно сравнить с переживанием взрослого человека в ситуации развода. Это трудно понять – ведь ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, так как он успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью и другими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.
Публикация «Консультация „Ребенок пришел в детский сад“ (адаптационный период)» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавно.
В адаптационный период дети испытывают длительные эмоционально отрицательные переживания: страх, тоску, тревожность, ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что в свою очередь часто является источником ряда заболеваний. Совершенно непривычно и представляет значительную нагрузку для нервной системы ребенка пребывание среди 15-20 сверстников. Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку, общению с незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателя.
Практика показывает, что при поступлении в детский сад ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложненным течением адаптационного периода. Диагностическое наблюдение, осуществляется педагогами ДОУ в период адаптации, подтверждает тот факт, что приблизительно у 5-8 процентов малышей отмечаются выраженные проявления тяжелого привыкания к новым условиям.
Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной, практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровьесберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка, – условия, обеспечивающие психоэмоциональное благополучие малыша.
Ключевыми понятиями практической разработки выступили игровая деятельность и двигательная активность.
Игра – доступная, привлекательная и органичная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоции от участия в самых разнообразных играх. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными игрушками и игрушками – забавами поднимают настроение у детей, сближают их, помогают забыть тяжелые минуты расставания с родителями. Не нужно настаивать на активном участии в игре всех детей. Сначала часть детей будет только смотреть. Постепенно, наблюдая за реакциями других детей, остальные постепенно присоединятся. После игры взрослый проводит релаксационные мероприятия, предупреждая переутомление, психофизическое напряжение у детей.
В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической, он обычно переполнен впечатлениями, перегружен новыми сведениями и устает от общества чужих людей. тт Задача родителей состоит в том, чтобы создать в доме спокойную обстановку, чтобы ребенок смог передохнуть, придя из детского сада.
Консультация «Фольклор – это душа народа»
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы ("ночь пришла, темноту привела", "солнышко - ведрышко" обогрело "телят, ягнят, еще маленьких ребят", на небе появилась радуга - дуга "высока и туга", действуют животные (" кисонька - мурысенька, курочка - рябушечка, сорока -белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка - рябушечка идет на речку за водичкой – цыпляток поить; кисонька - мурысенька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока -белобока кашку варит – деток кормит; котик идет на торжок и покупает пирожок; белка сидит на тележке – продает она орешки; заинька горенку метет и т. п. Персонажи трудолюбивы, ласковы, заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.
Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова, помогают педагогу установить с ребенком вначале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. Человеческая речь вызывает даже у самых маленьких наибольшее слуховое сосредоточение, а если она при этом эмоционально окрашена, то становится источником удовольствия, потребности в общении со взрослыми. Ласковый говорок вызывает удовольствие не только у ребенка, но и у взрослого, который использует образный народный язык, чтобы выразить свою любовь, нежность, заботу о малыше: "Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. ", "Маша черноброва. ", "Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий. ", "Расти косынька, до пят, все волосыньки в ряд. " и т. п.
Ранее соприкосновение с народным творчеством, с людьми, способными пробудить в душе эмоциональный отклик на ритм, музыкальность стихотворений (в первые годы жизни) и образность, поэтичность (в более старшем возрасте, обогащают чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.
К детскому фольклору относится фольклор материнства и пествования.
Самым эстетически совершенным и психологически значимым жанром среди тех, которые взрослые создали для ребенка, является колыбельная песня.
На первый взгляд назначение колыбельной песни — убаюкивать ребенка, создать комфортную атмосферу для спокойного сна. Колыбельные песни преподносят ребенку первые педагогические наставления, способствуют раннему речевому развитию, ребенок начинает раньше говорить.
Поэзия пествования четко связана с запросами, интересами и потребностями ребенка. Поэтому ее считают собственно детским фольклором. Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше — потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него.
Художественное слово народного поэтического творчества начинает сопутствовать ребенку значительно раньше, чем он научится удерживать в руках книгу, перелистывать страницы, рассматривать в ней картинки. Уже в первые месяцы жизни, разговаривая с малышом, взрослый употребляет напевные четверостишия, которые произносит, наклонившись над кроваткой: "Баю-баю-баиньки, В огороде заиньки. ", Баю, баю, буси! Прилетели гуси. ", "Ой лю-ли, лю-ли, люли! Прилетели журавли. " и т. п. Младенец перестает плакать, начинает прислушиваться к интонации. У него формируется устойчивое слуховое сосредоточение на разную интонацию : утвердительную, вопросительную, которыми человек выражает радость или недовольство, вопрос или просьбу, удивления или повеление.
При чтении необходимо соблюдать медленный темп, делать паузы, давая возможность ребенку вслушиваться в речь взрослого.
После чтения произведения, в котором слышатся строгие, повелительные, недовольные интонации голоса, необходимо прочитать веселую потешку, песенку.
Произведения устного народного творчества имеют огромное позновательное и вспомогательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Фольклор развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, умеющий эмоционально, с чувством их прочесть, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки.
Для того чтобы дети не только слушали фольклорные произведения из уст воспитателей, но и видели их зрительно, мы знакомим малышей с иллюстрированными изданиями. В ходе работы мы заметили, что детям очень нравится, когда знакомая потешка сопровождается показом иллюстраций из книг.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию
Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказки.
В любых фольклерных произведениях высвечиваются природа, образ жизни, душа народа. Они способствуют раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира, пробуждают в нем первое чувство доброты. О педагогической ценности народного поэтического творчества не должен забывать взрослые.