Умиджан Бижанова
Консультация «Ребенок и другие дети»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении дошкольного детства развиваются два вида общения — с взрослыми и сверстниками. Между ними устанавливается самая тесная связь. Однако если взрослый выступает в роли старшего товарища, который учит познавать такой интересный окружающий мир, то контакт с ровесниками полон удивительного взаимодействия, раскованности, безудержного веселья, многочисленных действий, бесконечных движений, которых одному не совершить. Со сверстником малышу легче сравниться, с ним он может конкурировать, утверждать себя, вступать в бесконечные контакты и заодно овладевать очень важным умением — сотрудничать с другими людьми.
Публикация «Консультация „Ребенок и другие дети“» размещена в разделах
Вместе с тем эти виды общения развиваются не одновременно: общение с взрослым появляется в первый месяц, а со сверстниками только на третьем году жизни. Но от первой формы существенно зависит вторая. Ребенок, который не научился общению с взрослыми, и после 3 лет пассивен в контактах с детьми.
В свою очередь развитие общения с взрослым не единственное условие. Не менее важно, когда педагог или родители постоянно руководят общением детей. Ребенок, как бы он ни был увлечен игрой, всегда держит его в поле зрения. Если же совместную деятельность детей организует сам воспитатель, то контакт с ним осуществляется постоянно: к нему дети обращаются за советом, за помощью, за поддержкой, от него ждут справедливого разрешения конфликта.
С чего начинается общение детей? У малышей интерес к детям отчетливо проявляется уже на первом году жизни. Ребенок может сосредоточенно рассматривать другого, заглядывать ему в глаза, захватывать руку, касаться лица, головы. Но один интерес еще не означает, что произошло общение: ведь малышу ничего не стоит постучать партнеру погремушкой по голове, потянуть его одежду — короче, причинить массу физических неудобств. В раннем возрасте дети не замечают эмоциональных реакций своих сверстников и сами не пытаются воздействовать на них эмоционально.
Внимание взрослого к малышу, ласковое отношение к нему — один из примеров установления личностного контакта, возникновения положительной направленности друг на друга.
Это можно сделать, если постоянно обращаться к каждому малышу по имени и не упускать возможности выделить его среди других, продемонстрировать всем его особенности: «Вот какой у нас хороший Дима: он сам держит ложку, молодец!» или «Какие у Дашеньки хорошие глазки, носик, волосики! Какая у нас Дашенька красивая!» И т. д.
Полезны совместные игры — взрослый и несколько малышей (вместе можно нанизывать кольца пирамидки, катать друг другу машинку, строить башню и т. д.). Центр притяжения в этой ситуации — он, взрослый.
Как развивается общение от 2 до 4 лет. Возраст 3 года знаменует собой переход раннего к дошкольному возрасту. Считают, что это отправная точка, с которой начинается общение детей. Точные сроки установить трудно, но уже с 2 лет (на протяжении третьего года жизни) многие дети постоянно вовлекаются в активное взаимодействие с ровесниками.
К 3 годам у ребенка имеются все необходимые признаки общения со сверстником. Это, прежде всего, инициативные действия, направленные на своего партнера, ответ на его аналогичные действия, обмен выразительными знаками, экспрессией, стремление показать себя, привлечь внимание, а также самому оценить товарища.
Внешняя сторона такого общения впечатляет. Предоставленные самим себе, ребята прыгают, смеются, стучат ногами, издают немыслимые звуки, строят гримасы, жестикулируют, подражают друг другу и совершают много такого, что никогда не делают вместе с взрослым.
Большинство контактов совершается в ситуациях действий с предметами. Предметы и объединяют, и разводят в разные стороны. Зачастую интерес к предмету перекрывает интерес к партнеру, и тогда возникают игры типа «Не вместе, но рядом».
Вместе с тем игра может приобрести и символический характер. Дошкольники проводят немало времени возле какой-нибудь невзрачной палочки, которая попеременно становится то «собачкой», то «самолетом», то еще чем-нибудь. Интересные занятия объединяют детей и создают основу для длительных и устойчивых контактов.
Однако ни постоянства, ни подлинной устойчивости эти взаимодействия еще не имеют. Контакты, как правило, быстро разрушаются, образуются новые, и всем им свойственно одно: ребята по-настоящему не слышат и не видят друг друга, на вопросы чаще всего не отвечают, не дают высказаться, перебивают, игнорируют просьбы и вообще не согласуют свои действия. Решается одна задача: продемонстрировать свои возможности, другим. «Смотри, как я делаю» — вот, что чаще всего можно услышать. Нет сопереживания, взаимопонимания, и ребята легко соскальзывают на негативные эмоциональные проявления. Вот почему важно не только дать им возможность подвигаться, но и обязательно занять интересным делом.
Особенность взаимодействия в этом возрастном периоде в том, что общение всегда вплетено в предметные действия, в игру, в контакты, которые и заслоняют личность партнера. Ребенок видит в нем только себя. Как правило, дети ничего не могут сообщить о своем товарище, с которым так интересно было играть. Самым важным на этом этапе жизни является не столько другой ребенок, а то, что с ним можно делать. Отсюда становится понятным, почему самые активные, эмоциональные и деятельные дошкольники всегда в центре внимания сверстников.
В возрасте от 2 до 4 лет дети полностью перенимают все оценки взрослых и переносят их на своих партнеров-ровесников. Если педагог оценивает воспитанника за его личностные качества («Молодец, Юля: сама убрала все игрушки; видно, что Юля аккуратная девочка», то и вся группа, рассказывая о ней, будет сообщать то положительное, что узнала от авторитетного взрослого.
Но если воспитатель в присутствии всех детей отчитывает кого- либо, то с таким «плохим» и играть станут меньше. В обществе детей следует воздерживаться от замечаний даже в адрес самых неуправляемых, лучше высказать свое недовольство ребенку с глазу на глаз.
И еще: каждый воспитанник должен получить положительную оценку педагога в присутствии всей группы.
Дошкольников следует готовить к личностному общению. Для этого педагог постоянно вызывает у них интерес к сверстникам («Пойди, посмотри, где Витя и что он делает»). Как правило, ребенок, получивший такое задание, моментально срывается с места, даже не дослушав до конца. Если проследить за его действиями, можно увидеть, что, не дойдя до нужного ребенка, он возвращается назад и всем своим видом выражает радость от исполненного поручения. Некоторые дети, добежав до искомого Вити и не взглянув на него, возвращаются с тем же. Но встречаются и такие, которым задание покажется настолько непонятным, что они на него и не откликнутся.
Такой же трудной является для детей просьба: «Посмотри: кто сегодня у нас в группе грустный? Кто веселый? Скажи: Лера веселая или грустная? А Андрей?» Такие индивидуальные задания проводятся с 3-4 детьми.
Поэтому первоочередная задача воспитателя — правильно определять и развивать контакты с окружающими соответственно возрасту и индивидуальным возможностям каждого ребенка.