Юлия Анискова
Консультация «Развивая логику — развиваем познавательные возможности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного развития логического мышления, как предпосылки развития познавательных возможностей ребенка, необходимо знать следующие психологические особенности развития мышления детей в разном возрасте.
Рассмотрим некоторые особенности в развитии мышления детей в 3-4 летнем возрасте:
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки, но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Консультация „Развивая логику — развиваем познавательные возможности ребенка“» размещена в разделах
Итак, как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.
Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом. Первые логические игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы : -выделять и различать свойства предметов;
-умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам (лото)
-умение выделять часть из целого (пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры);
- умение сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет, колючий, а не ежик; игра на карточках «найди лишний предмет».
Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие. Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой.
В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой. Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Виды логических игр :
1. Игры для развития сообразительности и находчивости, которые побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения.
2. Игры для развития интеллекта. Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки.
3. Речевые игры для развития логики. Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.
4. Графические игры. Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить.
5. Компьютерные логические игры, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.
Как видно, логические игры сами по себе очень разнообразны и задействуют различные виды мышления. Их, несомненно, следует использовать для детей 3-4 лет с целью развития интеллекта и логики, так как такое развитие возможно лишь в процессе практики и постоянной тренировки уже знакомых логических приемов. Также логические игры включают в себя элементы для развития речи, воображения, мелкой моторики, памяти, а комплексный подход в развитии ребенка гарантирует формирование многосторонней развитой личности.