МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Басова Алёна Владимировна
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоционального интеллекта является одной из важных проблем психолого-педагогических исследований. Реалии современного информационного общества делают более актуальной проблему эмоционального взаимодействия людей и вопросы формирования и развития эмоционального интеллекта.

Эмоции – это часть психической жизни личности. Эмоции делают жизнь ярче, определяют активность всех психических процессов: мышления, внимания, памяти, речи и окрашивают все виды деятельности.

Эмоции бывают «простые» и «сложные».

• Простые бывают в результате мотивации с поддержанием жизненно важных функций – это эмоции удовольствия, не удовольствия, приятного, неприятного – они врожденны.

• Сложные или высшие эмоции проявляются как стыд, вина, интерес, забота и т. д.

Эмоции также подразделяются на стенические и астенические:

• Стенические эмоции – это переживания, повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности – это радость, злость, гнев.

• Астенические эмоции – это переживания, снижающие жизнедеятельность людей, ослабляющие их энергию – это тоска, тревога, грусть, печаль.

Эмоции есть и у человека, и у животных. Различие состоит лишь в том, что эмоции человека – это эмоции общественного существа, который подчиняется принятым в обществе культурным нормам и правилам.

Эмоции могут быть сильные и глубокие, т. е. чем большее человек переживает ту или иную ситуацию, тем больше оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает.

Также эмоции характеризуются полярностью (радость – горе, любовь – ненависть, веселье – печаль и т. д.).

Языком эмоций является: мимика, позы, жесты, выразительные движения.

Эмоциональное развитие тесно связано с понятием темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик.

Зная, какой темперамент присутствует у ребенка, можно узнать формы эмоционального реагирования и поведения. Это поможет выбрать воспитательные воздействия.

Существуют многообразие эмоций, но по мнению исследователя Злобина, А. Т. существует 6 базисных.

1. Гнев. Очень яркая эмоция с вегетативной лицо краснеет, мышцы напряжены. Причинами гнева может быть личное оскорблении или препятствие чему либо, обман, принуждение, прерывание.

2. Горе. Это оцепенение, несчастье, которые превосходит наши силы.

3. Грусть, печаль, тоска – очень коварные эмоции. Их коварство заключается в том, что они, закрадываясь в душу человека, отнимают душевные силы, которые предназначенные для активной жизни, созидания.

4. Радость. Обычно проявляется за ярким событием в жизни или творческим успехом личности.

5. Страх - это тоже коварная эмоция, вслед за страхом может проявляется излишняя изворотливость, неприятие лживость, трусость, подлость, подозрительность, жадность, коварство, предательство».

6. Удивление - эту эмоцию трудно описать, но вовремя ее отсутствуют мыслительные процессы.

Необходимо также помнить, что действие эмоций не замыкается рамками эмоциональной сферы, а распространяется на познавательные процессы, имеет выход на мотивационную и волевую сферы человека, оказывает влияние на его здоровье.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Развитие эмоционального интеллекта является важным в развитии дошкольников, потому что, важным в общение является способность детей читать эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями.

Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, ибо отсутствие эмоций, бедность эмоций ведет к пассивности мыслительных процессов.

Понимание и знание своих эмоций и чувств является важным для развития дошкольника. Для ребенка передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Эмоции оказывают влияние на все стороны личности на ее активность, тем или иным образом влияет на ее деятельность.

С самого рождения у ребенка происходит «воспитание чувств» - они по мере взросления ребенка становятся более разумными, глубокими, устойчивыми. Ребенок дошкольного возраста видит мир в образах, наглядно, конкретно. Многие вещи, которые для нас взрослых кажутся простыми, на ребенка производят глубокое впечатление.

В жизни старшего дошкольника чувства играют огромную роль. Старший дошкольник начинает интересоваться широким миром окружающих предметов, событий и явлений. Его чувства становятся глубже и сложнее. Начинают зарождаться простейшие моральные переживания. У старшего дошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, могут легко распознать радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не уделяя внимание пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний детей оказывается все, к чему они прикасаются, все, что имеет для них интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее действо. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого отменяются прогулки.

Большое значение имеет опыт ребенка, который он получил во время общения со сверстниками и близкими людьми. Именно этот опыт развивает эмоциональную жизнь, делая ее более содержательной и осознанной.

В старшем дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди – это уже сверстники, конечно же, мама и папа, друзья. Каждый день в группе можно наблюдать как разворачивается целый межличностный сценарий. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, удивляются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Дети чаще ссорятся, они открыты во взаимоотношениях, у них ярче проявляются эмоции. Родители и воспитатели иногда и не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Чувства ребенка менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту слезы. Ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, не умеет что-то скрыть у него все на виду.

Если окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, заботятся об нем, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Тогда у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, развитию у него доброго отношения к людям.

Чувство, которое возникает у ребенка по отношению к другим людям, дети переносят и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов; они могут посочувствовать Красной шапочке. Дошкольник пытливо выясняет, почему Золушка добрая, а ее Мачеха – злая. Чувства, которые испытывает ребенок при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий.

Эмоции и чувства могут возникнуть у ребенка к животным, растениям, игрушкам. Ребенок может сочувствовать сломанному стульчику, разозлиться на ударивший его (ребенка) камень.

Особое место среди детских чувств занимает у детей чувство страха. Чувство страха у детей зарождается вследствие неправильного воспитания. По мнению взрослых, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние переживания, тревоги, страха.

Чувство страха может возникнуть и без воздействия взрослых. Это чувство может появиться при встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Также одной из причин, вызывающих страх, бывает, когда взрослые закрывают лицо страшной маской или, когда лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон.

Чтобы у ребенка было благоприятное эмоциональное состояние, необходимо придерживаться режима сна, приема пищи и прогулок.

Положительные эмоции повышают активность. Если ребенок вынужден подолгу сидеть и не двигаться, то его эмоциональное состояние резко изменится в отрицательную сторону. А вот положительные эмоции исцеляют от плохого настроения, помогает прослушивание приятной музыки, прогулки с ребенком во дворе, где много цветов.

Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.

Вопросами, связанными с различными проявлениями человеческих эмоций, исследователи занимались на протяжении всего двадцатого века. В настоящее время получила наибольшее развитие теория эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что эффективное взаимодействие с другими людьми, основанное на эмоциональных связях, и эффективное управление своими собственными эмоциями позволяет человеку реализовать себя, достигать поставленных целей и быть успешным в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы.

В современном обществе увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и развитии эмоционального интеллекта. Дети не могут понять чувства других, не умеют понимать свое настроение и внутреннее состояние других людей. У многих детей появляется напряженность, занижена самооценка, дети становятся тревожными. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может перерасти в психосоматическое заболевание, число которых увеличивается в последние годы.

Раньше дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и импровизированных игр с другими детьми.

А сейчас вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят всё больше времени перед экраном телевизора, компьютера, либо с телефоном в руках.

Мы часто слышим от родителей о желании развить у своего ребёнка умственные способности и мало слышим об озабоченности в развитии эмоциональной сферы. В нашем обществе умение распознавать эмоции и управлять ими часто не до оцениваются. А ведь – это одно из основных составляющих успеха человека как в жизни, так и в работе.

Эмоциональный интеллект-это способность:

- безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;

- понимать значение эмоций;

- управлять эмоциями;

- использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с окружающими.

Моя развивающая работа с детьми по развитию эмоционального интеллекта проводится по следующим направлениям:

- знакомство с базовыми эмоциями;

- понимание собственных эмоций;

- обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

- понимание эмоций других;

- отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Родители, воспитатели, педагоги – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослыми, он начинает понимать, как следует общаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего и расстроенного, иногда разозленного, иными словами, естественного.

Показывая свои чувства, мы, взрослые, как образец подражания, даём право ребёнку переживать всё многообразие эмоций, но важно еще и учить выражать их приемлемым образом.

Нужно научить ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам детей: они, как и взрослые, имеют право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте их отказаться, например, от проявления гнева. Все эмоции для нас полезны. И злость, и обида, и страх и тд. Чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным. Стыд помогает нам понять, что мы совершили «не совсем хороший» поступок.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие одарённости у детей старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие одарённости у детей старшего дошкольного возраста» Одарённость — это сочетание способностей, которые позволяют человеку достигать высоких результатов в одной или нескольких сферах деятельности.

«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста«Какая эмоция?» Игра для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Игра на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Какая эмоция?». [i]Эмоциональным интеллектом [/i]современная.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 января 2025 в 12:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Басова Алёна Владимировна (УИ 1628388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД