Людмила Перевезенцева
Консультация «Развитие творческой активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет рассмотрен только один аспект - рисование.
Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, зрительные и двигательные анализаторы, речь, а также чувство цвета, формы, ритма. В рисунке ребенок отображает свой жизненный опыт, передает свои эмоции и чувства.
Публикация «Консультация „Развитие творческой активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Для того, чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования.
Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Теоретический анализ работы показал, что реформирование современной системы образования ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении детей, предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческой активности в разных видах деятельности.
В современных исследованиях и методических разработках (Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, И. А. Лыкова, М. И. Нагибина и др.) представлены некоторые нетрадиционные изобразительные техники (преимущественно — пальцевая, кляксография). Это более простые для дошкольника и не требующие достаточно развитых технических умений; определена интересная тематика детских работ, некоторые методы и приемы активизации детского творчества.
Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio — привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.
В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike — искусная и technе — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. д., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов.
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — наука) — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Нетрадиционные техники рисования, по мнению Р. Г. Казаковой – это технологии, которые позволяют создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению.
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности так, чтобы необычный мир игр, сказок, путешествий, фантазий, создание чудес самими детьми способствовал развитию творческой активности. Технология предполагает три этапа обучения: обучающий, развивающий, творческий.
Ознакомление ребенка с многообразием окружающего его мира – одна из главных задач, стоящих перед педагогом, работающим с детьми дошкольного возраста. Большие возможности для достижения этой цели заключает в себе нетрадиционное рисование. В дошкольных образовательных организациях этому направлению сегодня уделяется особенное внимание.
Привычный традиционный набор художественных средств в какой-то мере ограничивает фантазию ребенка. Иногда он оказывается недостаточным, чтобы выразить все чувства и передать образы, возникающие в душе и сознании малыша. Нетрадиционные способы рисования имеют ряд преимуществ, о которых педагогам и родителям необходимо знать, чтобы использовать метод в полной мере.
Г. В. Давыдова подчеркивает, что нетрадиционные техники раскрепощают ребенка, он не боится сделать что-то не так. Напротив, оригинальность решения поставленной задачи поощряется воспитателем, ведущим занятие. Положительные эмоции являются неотъемлемой частью занятий, где используется нетрадиционное рисование. Альтернативные техники рисования не утомляют ребятишек. Высокая степень работоспособности сохраняется на протяжении всего занятия. Это помогает развитию усидчивости, сосредоточенности, умения доводить начатое дело до конца.
Применяемое воспитателями, родителями нетрадиционное рисование в старшем дошкольном возрасте может стать одним из компонентов подготовки ребенка к обучению в школе. Объясняется это тем, что во время таких занятий у детей проявляется индивидуальность. Педагог, организуя работу, использует раскрытые возможности ребят при дальнейшем развитии их способностей. Правильно организованные занятия способствуют интеллектуальному развитию детей, коррекции психических процессов дошкольников. Дети получают возможность почувствовать уверенность в своих силах, что особенно важно для будущего школьников.
Развитие мелкой моторики рук особенно активно идет на занятиях, где используется нетрадиционное рисование. Педагогу при выборе методики необходимо учитывать возраст детей, их подготовленность к качественному выполнению работы.
Т. С. Комарова пишет, что «исходя из разнообразия техник рисования в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Это можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д., а так же сочетая в одном рисунке разные материалы и нетрадиционную технику рисования».
В работе О. Е. Белобрыкиной «Развитие творческих способностей» автор представила нетрадиционные техники рисования. Цель ее работы – собрать все нетрадиционные техники рисования из разных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста разные методы и приемы изобразительной деятельности, которые развивают мышление, воображение и творческую активность. В работу включено подробное описание нетрадиционных техник рисования, соотнесенных с возрастными границами.
Итак, для детей старшего дошкольного возраста предлагаются следующие нетрадиционные техники рисования.
Р. Г. Казаковав своей работе «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» предложила следующие нетрадиционные техники рисования, соответствующие старшему дошкольному возрасту. Она рекомендует начинать работу в данном направлении с рисования пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п.
Рисование рукой, ладошкой. Прежде всего, для этого используются пальчики детей. Нужно предложить ребенку опустить палец в гуашь и порисовать им, как кисточкой. Каждый отдельный пальчик руки можно использовать для разных красок. Ребенка просят окрасить кисточкой ладонь. После этого дошкольник оставляет рукой оттиск на бумаге и придает полученному изображению узнаваемые формы. Отпечаток можно превратиться в рыбку, бабочку, букет, птицу, фигуру животного или какое-нибудь сказочное существо. Для выполнения подобного задания детям приходится использовать разнообразные движения рук: прихлопывание, размазывание, примакивание и другие.
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.
Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и дошкольникам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
Но в старшем дошкольном возрасте эти же нетрадиционные техники рисования дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.
Монотипия является одним из самых востребованных направлений арт-терапии. В переводе с греческого монотипия – это техника единственного отпечатка. Чтобы его получить, можно применять любые краски и поверхности, а специальных навыков рисования при этом не требуется. Ребенок во многом копирует поведение окружающих его взрослых, поэтому, чтобы заинтересовать его рисованием, родители могут поиграть в художников и попробовать разные способы изобразительного творчества вместе со своими детьми.
На первом занятии можно попытаться сделать рисунок на простой бумаге. Пусть ребенок нарисует гуашью то, что умеет. Затем, пока не высохла краска, нужно быстро накрыть картинку другим листом и разгладить его ладошкой. Потом верхний листок отлепить от основы, на нем получится забавная картинка. Этот процесс очень нравится малышам.
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать предметную монотипию для изображения симметрии. Для этого подойдет плотная бумага типа ватмана. Нужно сложить лист пополам и на нижней части нарисовать, к примеру, бабочку с одним крылом. Затем прижать верхней половинкой листа полученный рисунок. На нем получится симметричный отпечаток, а у бабочки появится второе крыло. В такой же технике можно рисовать отражение пейзажей в воде.
Самый простой вариант монотипии - кляксография, нравится детям больше всего. Для развития воображения ребенка, его творческой фантазии трудно переоценить метод кляксографии - это полезное и интересное занятие. Нетрадиционное рисование предполагает использование листа бумаги, сложенного пополам. На одну из его сторон с помощью трубочки, пластиковой ложки или еще чего-то гуашью наносится клякса или несколько клякс. Затем лист складывается пополам, прижимается ладонью и снова раскрывается. В результате такого действия появляется фантастический рисунок. Вот его-то и нужно превратить в узнаваемый образ. На завершающем этапе работы ребенок может воспользоваться кистью, карандашами, фломастерами, мелками и другими средствами рисования.
Нетрадиционное рисование в дошкольной образовательной организации имеет постоянное развитие. Г. В. Давыдова, Н. В. Дубровская, Р. Г. Казакова постоянно находят новые материалы, с помощью которых можно наносить изображение на бумагу. Получил распространение такой метод, как печатание. Суть заключается в том, что при нанесении рисунка на бумагу вместо кисточки используется какой-нибудь необычный, непривычный для этого материал. В качестве печаток можно взять кусочки поролона или губки, картофель, смятую бумагу, листья растений, пенопласт, смятые салфетки, вату или любой другой материал, способный оставлять на бумаге необычный оттиск. Такая техника рисования очень хорошо подходит для изображения животных, так как благодаря оттиску можно показать, как пушисто или колюче тело зверька. Можно показать прозрачность предмета, изящество, наиболее точно передать материал его изготовления.
А. В. Никитина в работе «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» предлагает использовать технику – тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Нетрадиционные техники рисования в своем арсенале имеют такой метод, как разбрызгивание. Для работы потребуются трафареты, которые в нужном порядке раскладываются на бумаге. На трафаретах могут быть изображены деревья, цветы, фигуры животных, игрушки и другие предметы. После того как трафареты разложены, на лист бумаги разбрызгивается краска. Она набирается на щетину зубной щетки, по которой затем проводят линейкой по направлению к себе. Крапинки, получающиеся от разбрызгивания краски, должны равномерно заполнять весь лист. После того как краска подсохнет, трафареты можно снять и кистью дорисовать необходимые детали.
Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография.
А. А. Фатеева в своей книге «Рисуем без кисточки» рассматривает значение термина «граттаж» и предлагает использовать в работе два вида граттажа: черно-белый и цветной.
Буквальный перевод этого термина – «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе «царапать»). Рисование в технике граттаж – это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.
Черно-белый граттаж: ребенок натирает свечой белый лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится черного цвета гуашь. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж: ребенок натирает свечой цветной картон так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью разного цвета. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.
Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.
Обобщающей работой, которая покажет, как дети научились применять нетрадиционные техники рисования, может стать коллаж. Выполняя работу такого вида, ребенок использует все приемы и методы, которым он обучился. Это наиболее трудный вид деятельности, так как здесь необходимо не только вспомнить технику рисования, но и подобрать наиболее сочетающиеся между собой приемы. Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими, чтобы изобразительная деятельность была включена в целостный педагогический процесс. Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.
Еще одним способом нетрадиционного рисования является батик, рассматриваемый Л. В. Петуховой. Название этого уникального искусства росписи тканей происходит от индонезийского слова «batik». Слог «ba» означает «хлопчатобумажная ткань», а «tik» - «капля», «точка». Батик для начинающих в общем смысле слова представляет собой ручное расписывание материи. Этот тип росписи ткани представляет собой особую технологию обработки, окрашивания и украшения подходящего по структуре материала.
Основы технологии росписи батик для дошкольников основывается на нанесении на ткань контуров несложных рисунков. При этом те места, которые не должны быть окрашенными, предварительно покрывают воском или специальным резиновым составом. После погружения обработанной ткани в емкость с красящим составом, его остатки аккуратно снимаются. Для достижения многослойности рисунка процедуру повторяют несколько раз. Любую ткань перед началом работы необходимо тщательно выстирать.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Оно раскрепощает дошкольников, способствует возникновению положительных эмоций, усидчивости, сосредоточенности, самостоятельности, активности, умения доводить начатое дело до конца. При выборе методики обучения нетрадиционным техникам рисования необходимо учитывать возраст, подготовленность дошкольников к выполнению работы.