Валентина Андреевна Смагина
Консультация «Развитие познавательных способностей старших дошкольников на основе краеведческого материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная
«исследовательская» деятельность развивает и закрепляет
познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо - синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей старших дошкольников на основе краеведческого материала“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Меняется характер общения ребё нка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.
Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным не был, не может знать всё обо всём. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание расширить границы своего кругозора просто необходимо.
Прежде всего, это относится к нам, к воспитателям. Мы одни из первых ведём малыша в наш мир, раскрываем перед детьми его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру.
Ведь в истоках познания лежит определённое отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и известным событиям, явлениям.
Мы не можем рассказывать и объяснять ребёнку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен] мы обязаны.
Что же такое познание?
Познание - это сложное образование, в котором можно выделить, как минимум, 2 компонента, неразрывно связанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.
Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развивать у ребёнка, необходимые для развития процессы, навыки, умения, способы познания. Вторым компонентом познания является отношение ребёнка к информации.
Дети всегда готовы познать то, к чему хорошо относятся и не хотят даже слышать о том, к чему относятся отрицательно. И чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определённой информации, нужно создать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности.
J В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода «накопления информации» 2-4 года и 5-6 лет; и два периода «упорядочивания информации» - 4-5 лет и в 6-7 лет.
Развитие познавательных способностей во многом определяет готовность ребенка к школьному обучению. Необходимо создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития. Дать детям в доступной форме систематизировать знания.
С целью развития у дошкольников познавательных способносте необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются:
- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;
- самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности, умения сравнивать, обобщать, группировать и т. д. ;
- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
- умение мыслить в разных направлениях;
- выдвигать новую познавательную задачу;
- замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.
Активизация мышления детей достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. В каждом конкретном случае мы сами решаем в какой форме _ проводить работу с детьми: групповой или индивидуально! Тем не менее, чтобы развить у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдается групповым (подгрупповым) формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Догадка, сомнение, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого ребенка. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивает у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребё нок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Поэтому я в своей практике познавательную деятельность организую в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. При этом ставлю задачу - вызвать у детей интерес к занятию, увлечь в совместный, умственный поиск, оказать помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов, направить усилия на осознанное усвоение знаний, умений и навыков. Познавательную деятельность сопровождаю эврической беседой. Задаю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете или объекте новые
2
качества, свойства, что дает возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставлю так, чтобы дети последовательно выделяли признаки различия или сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить на новый лад.
Активизируют мышление детей и вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.
Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.
С целью лучшего развития у детей познавательных способностей я разработала тематический и перспективные планы для детей старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по проведению занятий краеведческой направленности.
Рассматривая тематический план, можно отметить, что тематика с возрастом детей изменяется. Наблюдается динамика преемственных связей - на каждой возрастной ступени она означает набор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
Большое значение имеет интеграция знаний - установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Это обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины окружающего мира. Ну и конечно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а отобрать самое нужное и доступное. Учитывая выше сказанное, всю работу в своей группе по развитию познавательных способностей детей на основе краеведческого материала я проводила по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми включала в себя:
1) экскурсии - живые впечатления;
2) путешествия по городу на занятиях;
3)игры для закрепления знаний и впечатлений.
ЭКСКУРСИИ.
Основная цель экскурсий - непосредственное знакомство с объектом, в ходе которого дети получают живые впечатления, ice прогулки и путешествия старалась организовать от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начинались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, особенности его строения, оборудование детских площадок. Выявили, почему они в таком состоянии, как сделать так, чтобы не разрушалось то, что ещё осталось для игр детей; кто поддерживает чистоту на
3
территории детского сада, для чего это делается. Дети предлагали разные варианты. Но на самом деле не так важно, можно ли осуществить то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему.
Следующее наше путешествие было к жилому дому, который находится рядом с детским садом. Мы выяснили кто построил этот дом и для кого, из чего он построен, сколько в нём этажей, каково его внутреннее устройство. Далее прогулка по улице Автозаводской. Дети познакомились с её достопримечательностями, промышленными объектами, расположенными в этом микрорайоне. Поговорили о труде людей, о профессиях которые присущи этим предприятиям. Познакомились с продукцией, которая производится на этих предприятиях.
Особо большое впечатление на детей произвели экскурсии в центральную часть города, знакомство с достопримечательностями и памятниками архитектуры. Я рассказала воспитанникам о том, кому посвящены эти памятники, для чего сюда приходят люди, старалась с помощью своих эмоций, своего отношения дать детям возможность почувствовать состояние людей, приходящих сюда.
Перед многими экскурсиями и прогулками, чтобы они были доступны и понятны детям, я проводила с детьми предварительную работу: это или занятия в форме заочной экскурсии с использованием иллюстраций, или беседы. Конечно эта работа проводилась не в течении одного года и на примере экскурсий видно, что построение работы идёт от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей детей.
Следующий вид работы с детьми - это путешествия на занятиях.
Свои путешествия по городу мы продолжали на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различными сведениями я старалась проводить занятия в определё нной последовательности: настоящее города, город в прошлом, город в котором мы живём.
Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения я старалась строить занятия в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по проведению занятий краеведческой направленности. Кроме того, при построении занятий часто использовала элементы ТРИЗ.
Занятия проводила как в традиционной форме, так и в нетрадиционной: интегрированные занятия, КВН, игры - викторины, путешествия. В конце учебного года, в форме КВН, было проведено итоговое занятие «Мы - патриоты». Занятия, проведённые в нетрадиционной форме позволили мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе. Познание ближайшего окружения превращалось в интересный процесс совместного со взрослым открытия мира.
Ну и конечно, предметно - развивающая среда. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной деятельности, которые в свою очередь, несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта; развивает, активизирует самостоятельность. Именно в среде детям очень нравится играть.
ИГРА - наиболее естественный и радостный вид деятельности и именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Подобная работа может быть эффективной только при усвоении активного привлечения родителей. Поэтому я старалась по мере возможности, привлекать родителей. Это были различные домашние задания творческого характера, участие в развлечениях и праздниках, что создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо. Элемент соревнования, часто присутствующий в таких мероприятиях, способствует стимулированию познавательной активности детей.
Исходя из результатов проделанной работы, результатов диагностики можно сделать вывод, что при организации такой работы заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребёнка.