Лилия Шакирзанова
Консультация «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ.
НА ТЕМУ: Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Подготовила: Воспитатель. Шакирзанова Лилия Растямовна
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Именно через познание ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками, поэтому поддерживaть и развивать познавательно - исследовательскую деятельность у своих воспитанников я стараюсь постоянно.
В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В игре дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми. По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного, развивает наблюдательность, мышление.
Важным компонентом по формированию познавательного интереса у детей является организация предметно-пространственной среды в группе, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий дошкольников. Материал для познавательно-исследовательской деятельности, подбирается яркий и привлекательный, который вызывает интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т. п., а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры, доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник, крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки молоточки для вбивания втулок и т. п.
Для детей данного возраста используются также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом).
Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки - объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
Целесообразно разделяется весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять, чтобы вызывать интерес детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
При формировa нии основных сенсорных эталонов используются различные предметы: игры с пробками разложи по цвету; с прищепками подбери по цвету при этом развивается не только сенсорика но и моторика, и речь. Чтобы реализовать все задачи, нужно изменить свою позицию по отношению к детям, нужно сотрудничать с детьми на равных - это делает детей более ответственными и самостоятельными. В развитие конструктивных форм мышления используют мелкий и крупный строительный материал. Дети учатся строить простые постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений. Здесь же закрепляется цвета, высота.
В работе с детьми нужно придать большое значение игровым технологиям, используя занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Подбери Кате бусы", "Где, чей домик?" "На что это похоже?” и другие.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”. При знакомстве с овощами, фруктами дети должны определить их на вкус, называть цвет, форму. Попробовав яблоко, дети узнают, что оно сладкое, и что в нём содержится много витамин для здоровья.
Дидактических игры имеют большое значение еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя различные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы рук. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, мaнипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, дети приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.
Познавательно-исследовательская деятельность проходит в интеграции с : конструированием из различного материала, с двигательной, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельностью и восприятием художественной литературы.
В группе и на прогулках с детьми проводятся разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы.
- «Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.
- «Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
- «Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
В группе и на прогулках с детьми должны проводится разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
Например: на прогулке, если рассмотреть дерево. И дети выясняют, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому. Проводится исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, Можно подвести детей к выводу : что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку. Метод пальцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками, они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов. Дети занимались посадкой рассады, лука, наблюдали, как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали. Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
При проведении двигательной деятельности, закрепляем цвет, ориентировку в пространстве используя разные игры. Например: “Докати мяч до красной кегли”, “По ровненькой дорожке”. Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке: “Медведь и пчёлы”, “Кот и мыши”, “Наведём порядок”.
При проведении сюжетно-ролевых игр, например: “В гостях у куклы Кати”, учим детей сервировать стол по количеству гостей. В игре “Путешествие на автобусе”, подбираем билеты нужной формы.
В коммуникативной деятельности изучаем считалки, потешки про счет, цвет. Например: “Одуванчик”, “Три феечки”. При рассматривании сюжетных картинок, закрепляем величину, форму. В изобразительной деятельности учим цветовую гамму, форму, величину ориентировку в пространстве, количество и др. В музыкальной деятельности закрепляем количество, цвет, ориентировку в пространстве. Например: “Маленький зайка”, “Белый снежок” и др. Все эти игры в различных видах деятельности способствуют развитию познавательного интереса у детей как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности.
Не остаются в стороне и наши родители. Работы с родителями включает в себя следующие направления и формы:
•Коллективные
родительские собрания: «Развиваем интерес к экспериментированию в домашних условиях», «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
«Поисково-исследовательская деятельность в детском саду»
круглые столы: «В гармонии с природой»
•Индивидуальные
- беседы: «В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?»
- консультации : «Зеленый мир на окне», «Воспитание ответственности у детей», «Развиваем интерес к экспериментированию»
Участие родителей в мероприятиях благотворно влияет не только на взаимоотношения семьи и детского сада, но и на родителей и детей. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, работа по развитию познавательного интереса помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что в свою очередь, позволяет обеспечить общую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
ФГОС ДО требования к результатам освоения Программы представляют в виде целевых ориентиров, которые представляют собой характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Ребенок на этапе завершения дошкольного образования овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности.
Стимулом к развитию у детей инициативы и самостоятельности могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам : организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Поддержка инициативы и самостоятельности у дошкольников включает в себя разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приемы. Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению, для поддержки детской инициативы являются следующие:
Таким образом, разнообразие методов и приемов делают процесс развития у детей инициативы и самостоятельности более эффективным, способствует формированию устойчивого познавательного интереса.
Воспитатели должны использовать в работе эффективные формы и методы по развитию у детей инициативы и самостоятельности: проектную, исследовательскую, трудовую, игровую, творческую деятельность.
Предметно-развивающая среда соответствует программным требованиям, даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности и помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности. В группах созданы условия для организации самостоятельной исследовательской деятельности и экспериментирования, имеется наглядный и опытнический материал (пробирки, весы, лупы, магниты, доступные материалы (песок, земля, глина) и т. д. Трансформирумость и полифункциональность материалов создают условия для изменения среды в зависимости от ситуации, возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Я уверенна, что знания, умения поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.
Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.