Светлана Скосырева
Консультация: «Развитие мелкой моторики рук для совершенствования речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способности и дарований детей
находятся на пальчиках пальцев».
/В. А. Сухомлинский/.
С каждым годом неуклонно растет объем знаний, которые взрослые должны передавать детям. Своевременное и полноценное формирование речи ребенка помогает в дальнейшем справиться с ожидающими их сложными задачами, это основное условие успешного обучения.
Публикация «Консультация: „Развитие мелкой моторики рук для совершенствования речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Поэтому, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он изобретательнее и умнее. Движение руки тесно связаны с речью, и по мере совершенствования мелкой моторики рук идет развитие речевой функции, т. е. функция рук и речь развиваются параллельно.
Выдающийся ученый просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для умственного развития».
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, т. к. они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Речевая область в коре головного мозга расположена совсем рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями.
Головной мозг, руки, и артикуляционный аппарат связан между собой теснейшим образом. Если у ребенка скованные движения пальцев, то он отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Давным-давно, начиная со 2-века до нашей эры было известно о влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга. Игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь- утверждают китайские специалисты.
С давних пор в Китае применялись специальные упражнения с каменными и металлическими шариками - для развития двигательных навыков, пальцев и кистей рук.
А в Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические прочесы : внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Пальчиковые игры и упражнения дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.