Екатерина Кретинина
Консультация «Проблема профилактики эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе. Обновление педагогического сознания — процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту. Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому — работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» — этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Исследованиями выяснено, что педагоги подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.
Публикация «Консультация „Проблема профилактики эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) формируется как реакция организма, на который продолжительно влияют профессиональные стрессы, что в первую очередь связано с работой, условиями профессиональной деятельности, а также социальной средой. Он характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т. д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.
Причины СЭВ:
1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания», системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники — те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т. д.
Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания.
Три фазы СЭВ (по В. В. Бойко) :
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
- переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
- недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
- «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
- тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:
• неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
• эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
• расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
• редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
а. эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
б. эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
в. личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
г. психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
Симптомы СЭВ:
* усталость, истощение;
* недовольство собой, нежелание работать;
* усиление соматических болезней;
* нарушение сна;
* плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
* агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
* негативная самооценка;
* пренебрежение своими обязанностями;
* снижение энтузиазма;
* отсутствие удовлетворения от работы;
* негативное отношение к людям, частые конфликты;
* стремление к уединению;
* чувство вины;
* потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
* снижение аппетита или переедание.
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».
Такая участь может постигнуть не только одного человека, но и целый коллектив. Выгорающий коллектив можно опознать по следующим симптомам:
— высокая текучесть кадров (частая смена персонала);
— низкая вовлеченность сотрудников в работу;
— поиск сотрудниками «виновного во всех грехах»;
— появление группировок среди сотрудников (часто это парные группировки);
— режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство или своей беспомощности и безнадежности в различных ситуациях;
— недостаток сотрудничества, взаимопомощи среди коллег;
— прогрессирующее падение инициативы и трудовой дисциплины;
— рост чувства неудовлетворенности от работы;
— проявления негативизма относительно роли или функции отдела или организации в целом.
Проверить уровень профессионального выгорания можно при помощи методики «Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон).
Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:
а) стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
b) научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
c) проще относиться к конфликтам на работе;
d) не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т. д.
Также при этом могут помочь следующие способы:
^ постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию;
^ наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду;
^ овладение умениями и навыками саморегуляции (прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, и т. д.);
^ профессиональное развитие и самосовершенствование;
^ исключение ненужной конкуренции;
^ эмоциональное общение;
^ поддержание хорошей физической формы, сбалансированного питания и полноценного сна.
Помимо вышеперечисленных правил и способов можно также использовать какие-нибудь практические упражнения
Одним из таких является упражнение «Распредели по порядку». Целью являет ся то, что надо донести до участников лекции важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Материалами для данного упражнения выступают: листы бумаги, ручки. Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень: • дети; • работа; • муж (жена); • Я; • друзья, родственники. Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: 1. Я; 2. муж (жена); 3. дети; 4. работа; 5. друзья, родственники. Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Также, можно использовать такое упражнение, как «Ведро мусора». Целью данного упражнения является освобождение от негативных чувств и эмоций. Материалами выступают: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора». Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное». После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.