Маргарита Арапова
Консультация «Приёмы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, которую организуют взрослые совместно с ребенком. При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения, его ограниченности, бедности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
Публикация «Консультация „Приёмы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении“» размещена в разделах
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии. Оно так же возникает в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же : оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно проходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. К 4 годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребенка необходимо поощрять, так как приобщение к словесному творчеству актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует формированию множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, общительность и т. д. Не следует думать, что малыш сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы, и конструкции, свойственные речи взрослых. Это происходит постепенно и длительно. Именно благодаря словесным играм у малыша происходит становление культуры речи и общения : формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения, правильность ударения, грамотность, умение верно формулировать свою мысль и т. д. Используя лингвистические игры, взрослые должны хорошо знать и учитывать речевые возможности ребенка. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, можно сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты и мимику. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с вашими предполагаемыми ответами. Основная задача состоит не в том, чтобы навязать ребенку свое мнение, а в том, чтобы научить его мыслить, отстаивать свою точку зрения. Не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно.
Игры и игровые упражнения, направленные
на активизацию речевого общения.
Разные слова.
«Подбор прилагательных». Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образов. Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает игрушку или картинку, а дети должны подобрать как можно больше признаков. Например, «собака – большая, лохматая, добрая, верная, старая…»
«Что бывает?» Эта игра похожа на предыдущую. К слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый – помидор, огурец, трава, елка…»; «сладкое – конфета, яблоко…».
Добавление.
«Пропущенные слова». Дети вставляют пропущенное слово: «На пороге сидела и жалобно мяукала…»; «Пришел почтальон, он принес…». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.
«Добавление предложений» (обогащение грамматического опыта). «Сегодня не пойдем в детский сад, потому что…»
Что в чем
Эта игра для самых маленьких. Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). Например, у стула – ножки, сиденье, спинка; у собаки – голова, лапы, хвост.
Что от чего
Эта игра противоположна предыдущей.
На что похоже?
Правила игры просты и доступны детям любого возраста – нужно ответить на вопрос: «На что похож предмет? Почему? Чем?» Сравнивать между собой можно самые разнообразные предметы.
Сравнение
Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформить результаты сравнения. Варианты: «Летает – не летает»; «Плавает – не плавает»; «Движется – не движется» … Эту игру можно проводить с мячом.
«Общее и особенное» - чем похожи и чем отличаются два предмета.
Оживление
Детям от природы свойственно оживлять предметы и явления окружающей действительности. Предложите своему малышу представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй-сказок.
Книжки-малышки
Конечно, арсенал игр на этом не исчерпывается – их существует великое множество и ровно столько же можно придумать самостоятельно. Чтобы в дошкольном детстве речь стала действительно средством общения, мышления, воображения, она должна быть развита до определенного уровня. В дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть обогащать свой чувственный опыт. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой: раз есть глаза, значит, ребенок увидит, а со временем и поймет все, что происходит вокруг; есть уши – услышит, есть язык – будет разговаривать. Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития.
Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой:
Ребенку должно быть интересно и комфортно!
Только при этом условии развитие всех сторон личности малыша будет гарантированным и полноценным.
Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в домашних условиях»
Уважаемые родители!
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.
Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос успешности в обучении становится особенно остро. Часть детей данной категории не испытывает серьёзных проблем с усвоением программного материала, однако большое количество этих ребят имеют трудности в обучении. Об особенностях именно таких детей мы сегодня поговорим.
И основные трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.
Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
В то же время их хорошее развитие напрямую помогает ребё нку учиться более продуктивно:
- умение концентрировать своё внимание помогает школьнику сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу;
- умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому;
- если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная, он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.
Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.
В образовательном процессе специальной школы развитию познавательных процессов уделяется серьёзное внимание. Как правило, посещая специальную школу, дети получают дополнительную коррекционную помощь в форме индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом. И на уроках, и на индивидуальных занятиях педагоги корректируют память, внимание, мышление, занимаются развитием речи.
Однако без помощи со стороны родителей результат не может быть в полной мере успешным. Часто мы виним ребёнка, говоря: он невнимательный, он не может выучить, плохо запоминает, десять раз уже объяснили, а он не понимает. То есть мы понимаем проблему. Но как справиться с ней – не знаем.
Итак, попробуем разобраться, каким образом можно помочь своему ребёнку преодолеть трудности, вызванные особенностями его познавательной сферы.
Есть одно замечательное средство, которое может нам в этом помочь. Это игра. Казалось бы, ребёнок учится в школе, какая игра? Игры – это для детского сада! Действительно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но в силу того, что у детей с ОВЗ развитие психических процессов идёт с задержкой, в начальной школе игра по-прежнему занимает большое место в жизни ребёнка. Именно поэтому, придя в школу, ребёнок все ё ще стремится играть: на переменах, иногда на уроках, после уроков, дома – в любую минуту.
Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. Конечно, эти игры требуют как минимум участия родителей, а в лучшем случае - участия нескольких членов семьи, но результат – благотворное влияние на развитие вашего ребёнка - стоит того. «Когда же играть, – спросите вы, - если он целый день в школе, а вечером надо делать уроки, и он уже никакой?» На самом деле, мы, родители, проводим с ребёнком не так уж мало времени.
Во-первых, ежевечерние занятия. Ребёнку всё равно надо отдохнуть, прежде чем сесть за уроки. А если выполнить пару игровых упражнений, которые потребуют всего лишь нескольких минут, это оживит его, поднимет настроение, что немаловажно при выполнении домашнего задания.
Во-вторых, это время, когда вы с ребё нком находитесь вне дома: по дороге в школу или из школы (если едете в автобусе и сидите рядом с ним, в очереди в поликлинике (поскольку многие дети часто болеют, когда он изнывает от ожидания и не знает, чем себя занять, а то и начинает вредничать. Поиграйте с ним - и время пройдёт быстрее, и польза будет.
В-третьих, это периоды болезни ребёнка. Занимательные игры и общение с вами скрасят неприятные ощущения, связанные с болезнью.
В-четвёртых, это выходные дни и время отпуска и каникул. Школьных занятий в этот период нет, но ведь процесс развития не может останавливаться.
Роль игры трудно переоценить. Просто играя с детьми вместе вечером, в выходные дни, на каникулах, детских и семейных праздниках, вы помогаете развитию памяти, внимания, мышления, если это настольные игры, то усидчивости, самоконтроля, воспитываете положительные качества личности. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений.
Сейчас я расскажу о коррекционно-развивающих упражнениях и играх, направленных именно на развитие психических процессов. Эти упражнения можно проводить в домашних условиях, а часть из них – в любом месте, т. к. они не требуют специальных условий и сложных приспособлений.
1. Игры на развитие внимания.
Сколько чего (Для развития зрительного внимания)
Вы просите ребёнка осмотреть комнату в квартире, любое помещение или площадку, на которой находитесь, и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "К" или "Т", или "С", можно не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить назвать круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее - деревянные, потом - металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т. п. В эту игру можно играть, где угодно.
Лабиринты.
Тоже развивают внимание. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели. Таких заданий много в Интернете, можно распечатать, и в книжечках в магазине можно купить. (распечатать для детей на игровой тренинг)
Очень полезны для развития внимания хорошо известные всем задания «Найди отличия в картинках»
2. Игры на развитие памяти.
У детей с трудностями в обучении недостаточно развиты все виды памяти. Приведём примеры игр для развития зрительной памяти
Обойди спиной поиграть в командах
Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти их гораздо скорее, а третий раз совсем быстро. Это можно делать дома, на даче, на природе и т. д.
Что изменилось?
Берёте несколько любых предметов (игрушки, бытовые предметы, картинки и др.) раскладываете в произвольном порядке, предлагаете запомнить, как они лежат. Ребёнок закрывает глаза, вы меняете местами любые сначала 2 предмета (а усложняя – 3,4 и т. д., ребёнок, открыв глаза, должен вспомнить и положить, как было.
Другой вариант: вместе с ребёнком исследуете комнату, проговаривая, что видите. Например : «Это окно. На окне висят шторы. На подоконнике стоит цветок. На столе лежит книга…» и т. д. Ребёнок запоминает, выходит из комнаты, вы что-то меняете: убираете книгу со стола, либо переставляете цветок. Ребёнок, войдя в комнату, должен угадать, что изменилось. При этом менять нужно только то, что проговорили.
Эти упражнения на развитие зрительной памяти.
Развитию слуховой памяти способствует приём Наращивание предложений или Снежный ком. Вы произносите, а ребёнок повторяет предложение сначала из 2-х слов, затем из 3-х, 4-х и т. д.
Запомни и повтори
Более сложное задание – запоминание нескольких слов, сначала из одной лексической темы, например, одежды, посуды и т. д., затем не связанных по смыслу. Количество слов зависит от возможностей ребёнка. Дом, кот, лес, зерно, игра, мост, хлеб, окно, брат, мед.
3. Игры на развитие мышления
Характерной чертой детей с трудностями в обучении является недостаточная сформированность пространственного мышления, в том числе ориентировки на листе бумаги. В этом плане очень полезны такие упражнения как рисование по клеточкам. Это различного вида графические диктанты (типа «Продолжи строчку»). поиграть с детьми, дать детям лист в клетку. Дома тоже можно выполнять эти упражнения. Или такие:
Помоги девочке нарисовать картинку выполнять на обратной стороне листа
Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу круг, в левом нижнем - овал, в правом нижнем - квадрат, в правом верхнем - треугольник, а в центре – прямоугольник.
3. Логическое мышление развиваем с помощью таких игр:
У кого сколько?
Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?
Что общего?
Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.) (
Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)
Бывает - не бывает
Взрослый предлагает ребёнку короткие предложения, а ребёнок должен сказать, так бывает или нет, например :
В небе пролетела стайка рыбок. У кита выросли бивни. Кошка заскулила и убежала.
4-й лишний
Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию. На слайде можете увидеть примерные задания.
Скажи наоборот
Предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным (добрый – злой, холодный – горячий и т. д.).
Я назвала самые простые, доступные игры и упражнения, не требующие специального дидактического материала и больших затрат времени. Именно поэтому, как уже было сказано, играть можно практически всегда и везде.
Огромное количество развивающих игр, литературы есть в магазинах, в Интернете. Пользуйтесь и этим материалом, придумывайте сами, вместе с ребёнком, и увидите, как изменится он и вы сами.
Если играть в системе, вы заметите, что ребёнок сначала будет выполнять задания медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Несомненно, это положительно отразится и на учёбе в будущем.
Когда вы с ребёнком готовите домашнее задание, помните об особенностях его психических процессов.
Если ребёнок затрудняется ответить на вопросы, выясните, а понимает ли он текст, все ли слова ему знакомы? Обязательно объясняйте значения слов, при этом лучше показать картинку (благо, есть Интернет) или нарисовать. Помните, что более сохранно у него зрительное восприятие, на него и нужно опираться. Выполняя задания, рисуйте картинки, схемы, выделяйте цветом важное, выделяйте, выписывайте главные, опорные слова.