Светлана Бутковская
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация (А)– процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
А. является активным процессом приводящим к:
• Позитивным результатам (адаптированность)
• Негативным (стресс)
А. - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Физиологический уровень А. - надо привыкнуть К новому режиму. ритму жизни, новым нагрузкам, новой пищи, необходимости самоограничений.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Психологический уровень А. - предстоит привыкнуть. К отсутствию значимого взрослого мамы, папы).Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами. Большому количеству новых людей и необходимости с ними
взаимодействовать. Необходимости отстаивать свое личное пространство.
Существуют разные степени тяжести адаптации
Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки. -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоц. реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя степень: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). Есть признаки психического стресса.
Тяжелая степень: (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Очень тяжелая степень: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовый».
Факторы, от которых зависит течение адаптации :
Возраст ребенка и уровень его развития
Сформированность предметной и игровой деят-тей
Приближенность дом. режима к режиму ДОУ
Отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми
Отсутствие элементарных КГН
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать д/с Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день.
Пониженное внимание к ребенку. Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться.
Для поддержки малыша НЕОБХОДИМО:
1. Начать знакомство с д/с с совместных прогулок на участке детского садика (в дневное и вечернее время). Показать ребенку, что детей не оставляют в детском саду, а забирают домой.
2. Затем, постепенно переходите в группу. В первые дни ограничите посещение до 2 – 3 часов (в зависимости от самочувствия малыша).
3. Находясь с ребенком в группе, не молчите, а показывайте и рассказывайте ему о том, что есть в группе. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал ваш голос.
4. На шестой день ребенка желательно оставить на дневной сон.
5. На девятый день ребенок должен побыть дома, так как снижаются защитные силы организма, накапливаются негативные эмоции, повышается вероятность нервного срыва или заболевания. Организм ребенка нуждается в отдыхе.
6. Если ребенок тяжело расстается с мамой, пусть в детский сад его приводит папа или дедушка, так как показывает практика, дети расстаются с ними более спокойно и ведут себя иначе, т. к. мужчины менее эмоциональны.
7. Помните, что первое посещение ребенком д/с является для него стрессовым фактором, возможны изменения в поведении, капризы, страхи, агрессия, заторможенность или излишняя возбудимость. Будьте терпеливы и ласковы с малышом, постарайтесь понять, что он чувствует.
8. В период адаптации не следует ломать «вредные привычки» ребенка, это усиливает стрессовое воздействие на нервную систему.
9. В адаптационный период врачами рекомендовано давать детям успокоительные травяные сборы, общеукрепляющие средства.
В момент адаптации «за кадром» остается мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Нужно:
Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».
Рекомендации для быстрого и лё гкого привыкания к ДОУ:
Готовность родителей
Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что это самое лучшее место на земле для вашего ребёнка. Так будет считать и он.
Важно настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Постарайтесь не входить в группу, если ребенок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоиться, если войдете когда он плачет у него сформируется условный рефлекс, что стоит ему заплакать или погромче закричать и мама сразу же появиться.
Соблюдайте график А.
С ним вас познакомят воспитатели. Не торопите события. Дайте ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию родителей и других близких.
• Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму.
• Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
• Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада.
• Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы
• Создавайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома.
Воспитатель – ваш помощник
Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребёнком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребёнка.
Техника расставания
Придумайте ритуал-прощания или приветствия (пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».
Никакой дополнительной нагрузки
Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок.
В детском саду ребёнок расходует много энергии. У него достаточно новых впечатлений. Он обычно устаёт к вечеру. Создайте дома спокойную обстановку. После возвращения домой пусть малыш ужинает и занимается спокойными играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
Семья
Когда ребёнок приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться.
Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто походите, сопровождая прогулку весёлой беседой. Обсудите прошедший день, терпеливо выслушайте его,обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность. Щадите его ослабленную нервную систему. Побудьте с ним, поиграйте или почитайте вместе.
Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с вашими/нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.
• Ведь адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.