Гульфия Галиуллина
Консультация-практикум для родителей «Развиваем наши пальчики — игры с крупами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.
2. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.
Ход:
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для родителей
- Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
- Крупы. Консультации для родителей
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чувства рук. Для более успешной манипуляции предметами надо с раннего возраста развивать мелкую моторику рук.
Самомассаж помогает снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.).
Рука ребёнка ещё очень слаба, поэтому в данном случае речь пойдёт о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону руки малыш поглаживает мягкой губкой или кусочком меха – это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание жёсткой щёткой или предметом (орехом, карандашом) кончиков пальцев повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения).
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думает, с чем это связано?
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми;
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео);
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.
«Бусы из макарон»
Для этой игры Вам понадобится обыкновенный шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Задача для малыша – сделать бусы для мамы, нанизывая макароны на шнурок. Ребёнок постарше может собирать бусы из разных видов макарон в заданной вами последовательности.
«Покорми киску» (хрюшу, собачку, птичку – любое животное, которое заинтересует вашего ребёнка). Для изготовления такой игрушки вам понадобится пластиковый контейнер от ватных палочек. Наклейте на крышку изображение мордочки животного, предварительно вырезав горячим ножом небольшое отверстие в районе рта. Суть игры в том, чтобы накормить киску, проталкивая пальчиком в «рот» любые мелкие предметы – это могут быть семечки, фасоль, горох или сухие макароны. Игра готова.
«Найди игрушку»
Вам понадобиться стакан крупы (любой, более менее крупной) и маленькая игрушечка или несколько. Насыпьте в глубокую миску и закопайте в нее игрушку. Попросите ребенка найти игрушку в крупе сначала левой, а потом правой ручкой.
Крупы можно использовать для пластилиновых картинок и фигурок. Вдавливать крупинки в пластилин одно удовольствие.
Поделки из крупы – это интересный вид рукоделия, который поможет ребенку развивать фантазию, логику и способность работать с разными материалами. Совместное времяпрепровождение укрепит отношение между родителями и детьми и подарит много положительных эмоций.
«Прячем ручки»
Взять большую миску, высыпать в неё крупу, опустить в неё руки и пошевелить пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.
«Ищем клад»
В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты или любые другие мелкие предметы. Далее просим ребенка отыскать клад. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.
«Пересыпание»
Покажите малышу, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости (коробка, контейнер, ведро, банка, чашка) в другую. Просим ребенка с помощью ложечки повторить те же действия.
«Чудо-мешочки»
Для такой игры понадобятся небольшие яркие мешочки -3 шт. В каждый мешочек нужно положить различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой, текстурой: мелкие (пшено, средние (гречка) и крупные (фасоль, горох). Попросить ребёнка выбрать мелкие крупинки, крупные, ощупывая каждый мешочек.
«Узнай по форме»
Для этой игры нужен небольшой поддон. В него насыпаем фасоль, закапываем шарики и кубики. Просим малыша выбрать сначала шарики, затем кубики.
«Рисование на манной крупе»
Возьмите поднос и манную крупу, на которой будете рисовать, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по этой дорожке пройти.
Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, сделать отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками, мячиком с шипами, машинками). Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями, и у вас снова «чистый холст».
Аппликация с крупами
Проведите клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, а сверху насыпьте манку, потом лишнее сдуйте. Можно нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация. Используйте крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.
Также можно:
- пересыпать ложкой крупу из одного тазика в другой;
- попробовать сделать это вилкой. Объясните ребенку, почему у него не получилось;
- пересыпать горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из-под йогурта);
- насыпать крупу в стаканчик через воронку;
- насыпать горох в глубокую и плоскую тарелки;
- пересыпать и насыпать горох в ёмкости рукой;
- выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы, считать и сравнивать дорожки разной длины и т. п. ;
- макать фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.
Массаж ножек
Не забывайте о том, что тренировать можно не только пальчики рук, но и ног. Насыпьте в таз крупу разных размеров : манку, фасоль, рис. Поставьте туда малыша, пусть потопчется. Отличный массаж ступней!
Самое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время с вашими детьми с пользой.
Крупы можно использовать для пластилиновых картинок и фигурок. Вдавливать крупинки в пластилин одно удовольствие.
Помните, что все игры с мелкими крупами должны проходить под четким контролем родителей или другого взрослого человека. Многие скажут, что такие игры небезопасны, но представьте себе, что ребенку предстоит жить в этом опасном и непредсказуемом мире. Более правильным будет научить его обращаться с опасными предметами, нежели всю жизнь ограждать от них.
Игры с прищепками.
Игра «Eжик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон ежика, прищепки.
Ход игры : Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки.
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Игра «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Оборудование: шаблон солнышка, прищепки.
Ход игры : Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Солнышко, скорей взойди,
И лучи свои пришли.
Чтоб они землю обогрели,
Нас теплом своим согрели.
Игра «Рыбка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки, шаблон рыбки
Ход игры:
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Игра «Зайчик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование: прищепки.
Ход игры:
Мерзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Игра «Цветы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование: прищепки, шаблоны цветов.
Ход игры:
Во дворе растут цветы,
Небывалой красоты.
Желтый, красный, голубой,
Полюбуйтесь со мной!
Возможностей для игры с малышом огромное количество, главное, найти время и желание. У ребенка стремление к взаимодействию с взрослым есть всегда, важно, чтобы родитель был всегда готов его поддерживать.