Лидия Гришанина
Консультация-практикум для родителей «Дела домашние или обучение в естественных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дела домашние или обучение в естественных условиях»
Программное содержание:
1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
2. Общение родителей и детей через игру, используя естественные ситуации, в домашних условиях.
3. Познакомить родителей с методической, детской литературой по коррекции речи
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Дела домашние или обучение в естественных условиях“» размещена в разделах
“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. ”
Л. Н. Толстой
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и зашли на нашу страничку сайта детского сада. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основная задача речевого развития детей – это:
1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.
2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.
Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.
Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор.
1 Общение ребенка с другими детьми.
2 Речь взрослого – образец для подражания.
3 Paзвитие мелкой моторики рук.
4 Чтение детской художественной литературы.
5 Игры с ребенком взрослых и друзей.
Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?
Результаты высказываний. (предполагаемо)
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
Напоминаю вам, что ребенок к 5 годам:
• Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
• У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
• У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
• В речи появляются сложные формы предложений.
• Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
• Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
• Затрудняются назвать части предмета, части тела.
Вы прочитали требования к речи ребенка 5-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (ваши высказывания, предложения и просьбы просим оставлять на нашей страничке).
1. Скажите пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут)
2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
Влияние родителей на обучение своих детей не заключается и не исчерпывается в оказании материальной поддержки или посещении группы. Основное и большее ребенок познает дома из общения с родителями, из участия в повседневных делах, из наблюдения за действиями родителе и других членов семьи.
Родители много могут сделать для развития, используя естественные ситуации.
Например: Играем на кухне
Вот уж самое не место для игры, можете сказать вы. А мы с вами конечно, не согласимся. Где мы, женщины и мамы, проводим так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне - приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, редко в какой современной семье все собираются за столом в будние дни, перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок будет ли он ждать, когда мы наберем второе дыхание, соберемся с силами и мыслями и будем готовы поиграть, почитать, помечтать? А может быть и не разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне? Что у нас может получится в результате?
-мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы
-поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий
-поможем научиться терпению
-самым коротким и естественным путем научим важным домашним работам
-поможем понять как заботимся и любим свою семью
-освоим очень современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом
-сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практик ориентированным)
-станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности то от этого они не теряют.
Полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
Тренинг
Что бы вам было легче общаться, давайте с вами, познакомимся по ближе и с официальной части, «перейдем в домашнюю» Кому как удобно, кто называет себя по имени и отчеству, кто только по имени, можно даже по фамилии. И так начинаю я. Меня зовут Лидия Михайловна (протягивает руку и держит пока, по кругу не представятся все, получился круг. А сейчас вы дети…Родители поочередно зубков Александр Валерьевич – папа Ангелины, и т. д
Игры и упражнения.
«Вкусные слова»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Называем слово и «кладем» его на ладошку.
Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», вареные», «растительные» слова.
«Помощники»
Как можно одним словом назвать прибор, который…варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (картошка, укроп, свекла, и т. д.)
На слова можно охотится и «прицельно» (то есть слова которые можно достать из борща? Винегрета, кухонного шкафа, плиты) и в целом охотится на кухне. В этом случае подойдет все, что попадется в поле зрения.
«Готовим сок»
Придумываем слово Из яблок сок (яблочный, из груш (грушевый,из слив, из свеклы, из капусты, из…
Справились? А теперь в обратном порядке: морковный сок из…моркови, тыквенный из …
«Покупки»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлогайте различные задания:
-В чем «живет» звук «Р»? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «в каРРРтошке или в капусте, в яблоках или в пеРРРсиках, в аРРРбузе или в дыне?.
*В каких словах есть звук «Л»? ТареЛка,Ложка,поЛка,вилка,полка
*Назови все, что НЕ надо будет готовить-варить и жарить?
*Что для тебя здесь самое вкусное?
*Что самое тяжелое (легкое?
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь закрепляем счет: помытые ложки и вилки требуют сортировки;
Накрываем стол нужным количеством приборов (столько сколько)
«Охотимся на цифры и буквы»
Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их» Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем они помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?
«Придумывалки»
Давай придумаем сказку или историю про…старую кастрюлю (картофелину, кухонные часы)
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например. Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретится? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая? Во что она хотела превратится….
Желательно провести подвижную игру для стимулирования желания играть в «занятия»
Подвижная игра
Шаги. (Кто быстрее доберется до.)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т. д.
Вариант2: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же : шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Уважаемые родители, попытайтесь применить наши рекомендации попробуйте и вам понравится такое общение с ваши ребенком. Если кто то придумает самостоятельные игры мы просим поделиться с нами, за ранее вам благодарны. за участие.
Литература.
1. Т. С. Зенина “Родительские собрания в детском саду”.
2. В. Н. Волчкова; Н. В. Степанова “Конспекты занятий встапршей группе группе детского сада
3. Программа воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.
4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно»
5. Т. Б. Филичева,Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
6. В. Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятие в старшей группе»