Инна Бирагова
Консультация-практикум для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».
Задачи:
- Познакомить с интерактивным методом «сторителлинг» и преимуществами его использования в организации деятельности с детьми.
Публикация «Консультация-практикум для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в использование метода сторителлинг в работе с детьми по развитию связной речи.
Добрый день, уважаемые коллеги! Однажды американский социальный философ и педагог Джон Дьюи сказал : «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.»
И я с ним полностью согласна, т. к. современные дети требуют современных идей, а модернизация современного общества учит нас искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми.
Монологическая речь у старших дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие трудности. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников.
Сегодня я расскажу вам об одной из форм организации речевой деятельности с детьми. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Термин возник от слияния английских слов story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю».
В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Придумывая истории самостоятельно, а, не просто пересказывая чьи-то, данная техника помогает развить у детей грамотную речь, логику, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.
Уникальность технологии сторителлинг состоит в том, что использовать ее можно начиная с детьми младшего дошкольного возраста, постепенно усложняя и расширяя задания.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Существует три вида сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или
вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг – это формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, презентации, инфографика).
Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
— Вступление — вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
— Развитие события — здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
— Кульминация — именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
— Заключение — как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.
За основу сторителлинга, была взята уникальная настольная игра-пособие «Кубики историй», придуманная в Европе несколько лет назад.
О которой, я хочу вам рассказать более подробно.
Эта игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «кубики историй» для детей сложные, т. к. на них изображены лишь символы и знаки, поэтому взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй» (сопровождается показом).
Для изготовления игры я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки. Вы можете видеть, что кубики у меня «мобильные», т. е. картинки на которых можно менять. Сложила их в красочную коробку. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. Суть игры в том, что вы бросаете 9 (или другое количество) кубиков на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.
С «Кубиками историй» можно придумать очень много игр, например:
1. Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.
2. Выбрать заголовок или тему, бросить все 9 кубиков и рассказать историю, связав все выпавшие элементы. Например, с кубиками в наборе «действия» сочините историю: «Плохой день Семёна».
3. Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы.
Практическая часть.
Цель:
- познакомить педагогов с практическим применением метода сторителлинг, используя «кубики историй».
Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам попробовать сочинить свою историю, а помогут вам в этом «Кубики историй». Правила игры просты: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении истории) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. (Педагоги сочиняют историю).
Вывод.
В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. История должна быть убедительной, правдивой. Даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты и животные. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.
Рассказать хорошую историю - это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, и захотели поучаствовать в нем.
Рефлексия.
Предлагаю вам взять чемодан с тем багажом, который вы получили от моего мастер-класса, и отправиться в отпуск на остров, который перекликается с вашим ощущением. Вы можете отправиться на остров «Непонимания», если вы не поняли материал. На остров «Открытий», отправиться тот, кто открыл для себя новую технологию. А остров «Творчества» для тех, кто планирует применять в своей работе технику «Сторителлинг». Желаю удачи!