Евгения Черепанова
Консультация «Познавательно-речевое развитие детей посредством детской исследовательской деятельности по экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи лежит в основе всей системы воспитания в детском саду.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент,на котором будет расти здание его представле-ний и знаний, и стало быть богатство языка.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широ-кие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, ока-зывает огромную услугу в познании мира.
Публикация «Консультация „Познавательно-речевое развитие детей посредством детской исследовательской деятельности по экологии“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений взаимосвязи природы и человека. Овла-дение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает его личностный рост. Существенную роль в этом направле-нии играет познавательная, поисковая деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспи-тания и всестороннего развития детей, является исследовательская дея-тельность Под исследовательской деятельностью, имеют в виду актив-ность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и система-тизацию. В результате такой деятельности у дошкольника формируется желание узнать и открыть как можно больше нового для самого себя
Познавательно-речевое развитие и – исследователь-ская деятельность тесно связаны между собой. Необходимо отметить дву-сторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль об-легчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружа-ющем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспе-риментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удив-ление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и боль-ших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе познавательно – исследователь-ской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить при-сущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?» .
Ребенок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готов-ностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества по-стоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится решить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоя-тельных поисков.
Занимательные опыты, эксперименты, побуждают детей к самостоятельно-му поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Если сказать кратко: основная особенность познавательно-исследовательской деятельности- ребенок познает объект входе практиче-ской деятельности.
Китайская пословица гласит:
“Расскажи- и я забуду; покажи -и я запомню; дай попробовать -и я пойму”.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментиро-вания в практику работы детского сада.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок и тем быстрее и полноценнее он развивается. Развитие речи посредством познавательной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятно-го микроклимата в группе, а также реализации потенциала маленького че-ловека
Детская познавательно - исследователь-ская деятельность располагает большими возможностями для форми-рования речи у дошкольников, умение строить связный текст, нала-живать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников. У детей проявляется любознатель-ность, инициативность, они начинают задавать вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и по-ступкам людей, у них появляется склонность к наблюдательности и экспериментированию. Кроме того, развивается словарный запас, связная и диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй речи. Это необходимо для полноценного развития дошкольни-ка, ведь умение общаться со взрослыми и сверстниками - одно из условий личностного и социального развития человека.