Оксана Танаева
Консультация «Позитив и негатив инклюзивного образования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Что же такое Инклюзия? Инклюзия (включение) - это процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Публикация «Консультация „Позитив и негатив инклюзивного образования в ДОУ“» размещена в разделах
Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Разберемся что же позитивного есть в инклюзивном образовании.
Во-первых, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Инклюзивное образование позволяет детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности. Происходит рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию; развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта. При этом исключается развитие чувства превосходства или комплекса неполноценности.
Во-вторых, инклюзивное образование формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.
В-третьих, в ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса.
Помимо позитива, есть негативные черты инклюзивного образования. Например, практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. В таком случае педагог оказывается безоружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, соответствующих задачам инклюзивного обучения. А так же при учете разнообразия индивидуальных особенностей детей особенно остро встает вопрос общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы. Ведь организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основе. Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление индивидуального образовательного маршрута, в котором предусматриваются особенности ребенка. Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах. Ну и психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья и недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ.