Асия Калина
Консультация «Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.
Публикация «Консультация „Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизни деятельности каждого человека.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. Жизнь ребёнка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постоянно формируются коммуникативные способности.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальные становления коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общения и игровую деятельность.
Умение общаться это важнейшее условие успешного, социального, интеллектуального развития ребёнка.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольника.
Большое значение в развитие коммуникативных навыков оказывает театрализованная деятельность.
Театр - это средство эмоционального воспитания детей в детском саду.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение имеет нравственную направленность. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Элементы театрализации можно включать на разных занятиях: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО.
Занятия, включающие в себя театрально – игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
В работе с детьми по развитию речи и коммуникативных навыков можно использовать следующие виды театральной деятельности.
- музыкально – игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно – речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха)
- театрально – игровую деятельность (игры драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры)
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивания стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и много другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Занятия организуется по подгруппам от 4 до 6 – 7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения «речевой плотности» занятия, для проведения индивидуальной работы, а так же для создания и сохранения коммуникативных ситуаций.
Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.
Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями руками. И хотя они всё равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.
Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов:
- Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста.
- Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах, а также на внеречевых средствах игрового “превращения”.
- Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, походка, “говорящие” движения руками) при ведущей роли взрослого.
В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам. Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
В младших группах прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Виды театра в группах младшего дошкольного возраста :
Театр настенный :
-на фланелеграфе
-на прищепках
-на магнитах
Театр настольный :
-на конусах
-на кубиках
-на подставках
-деревянный выточенный
Театр наручный :
-би-ба-бо
-пальчиковый
-на варежках
Оснащение театрального уголка для 2-й младшей группы
Театрально-игровое оборудование : ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок;
Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;
Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
«Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
Различные виды настольного театра;
Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности
В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой: помочь детям освоить приемы кукловождения.
Уже можно учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать
произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра :
мягкой игрушки;
деревянный театр;
конусный театр;
театр народной игрушки;
плоскостных фигур;
театр ложек;
театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.
Оснащение театрального уголка для средней группы:
Театрально-игровое оборудование : большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций;
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, тростевой, кукольный, настольный, перчаточный, куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям, а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);
Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.) Тематика набора театральных игрушек определяется образовательной программой.
Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.
Дети старших групп продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе группы:
Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра : пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.
Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.
Для детей 6-7 лет игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях.
Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Алгоритмы перевоплощения могут быть следующего содержания:
- Перевоплощение в насекомых, бабочек (усы, крылья, элементы костюмов);
- в птиц (крылья, клюв, хвост и т. д.);
- в животных (шапочки-маски, хвост, ушки и т. д.);
- в сказочных героев (костюмы Красной Шапочки, Кота в сапогах и т. д.);
-в возрастных героев: старичок – бородка, усы, клюка; бабушка –
очки, платочек, передник и т. д. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,в доступной для детей форме
Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс - придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
- по сюжетной линии знакомой сказки;
- с отражением сюжета, в котором нет ни начала, ни конца (их дети придумывают сами);
-детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку (животные, сказочные герои, люди).
В группе для детей 2 – 4 лет должен быть уголок ряженья и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5 – 7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече – двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Считается, что игра-ведущая деятельность дошкольника, На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть. Как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Предлагаю пройти из «Театральной шкатулки» задания, думаю, что для вас, знатоков своего дела, это будет несложно, но удачу все же пожелаю!