Елена Ковалёва
Консультация «Формирование навыков самообслуживания в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Формирование навыков самообслуживания в семье»
Самообслуживание - это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя и поддержание порядка в окружающей и зависимой от него обстановке. Но при этом важно выполнять главное условие-труд этот доступен малышам и правильно организован взрослыми. Посильный труд, отвечающий возрастным потребностям самообслуживания в процесс воспитания малыша в семье повышают его адаптацию при поступлении в детский сад. Родители должны поинтересоваться у воспитателей какие трудовые умения и навыки самообслуживания должны быть сформированы у малыша при поступлении в дошкольное учреждение. Единство подхода родителей и педагогов к проблемам воспитания трудовых навыков у детей может осуществляться только при интегративных подходах в создании условий в семье и дошкольном учреждении.
Темочки:
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Воспитать трудолюбивого ребёнка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети приучаются к самостоятельной трудовой деятельности и вовлекаются в посильное участие. Ребёнок трёх- четырёх лет должен самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться в правильной последовательности; аккуратно складывать свои вещи и убирать в отведённое для них место; игрушки и книги ставить на своё место; следить за опрятностью и чистотой одежды и обуви; содержать в порядке игрушки и другие предметы, которыми пользуется ребёнок. Взрослый должен «с помощью показа учить детей выполнять несложные действия самообслуживания, учить соблюдать культурно-гигиенические навыки, быть опрятным и аккуратным» к ним относятся культурно-гигиенические требования, которые соблюдаются при самообслуживании :самостоятельно мыть руки; насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; формировать навык пользования индивидуальными, предметами (носовым платком, ,салфеткой, расчёской, зубной щеткой); смотреться в зеркало, чтобы определить, в порядке ли внешний вид; замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослых.
Результат обучения навыкам самообслуживания зависит от правильной организации этой работы взрослыми. Начинается эта работа для родителей с определения точного алгоритма (последовательности действий) каждого навыка. Цепочку последовательных действий для каждого навыка помогают составить воспитатели и предлагают этот алгоритм использовать родителям и дома, чтобы воспитательный процесс не прерывался, был выстроен на основе преемственности. Каждое действие взрослый должен сопровождать чётким понятным объяснением, чтобы ребёнок осознанно выполнял его. Например, умывание выполняем по цепочке: расстегнуть пуговицы на рукавах; завернуть рукава повыше (чтобы не замочить); открыть кран, чтобы вода лилась тонкой струйкой; взять в руки мыло, намочить его ладошки, намылить их, положить мыло в мыльницу. Ладошки старательно потереть, сделать «пушистые мыльные варежки» (чтобы пенка всю грязь с ладошек в себя забрала); тщательно смыть грязную пену; ополоснуть их чистой водой так, чтобы «скрипели» (значит чистые) Воду закрыть; снять с вешалки своё полотенце, положив его на обе ладошки вытереть руки насухо. Повесить, встряхнув, полотенце (чтобы было аккуратным и быстро высохло); опустить рукава и застегнуть пуговицы. Важно обязательно похвалить ребёнка за то, что сделал всё правильно, аккуратно и самостоятельно! При формировании навыков самообслуживания следует подчеркнуть общий принцип последовательности выполнения действия (например при одевании и раздевании, до и после прогулки). Показывая, объясняя, помогая ребёнку, взрослый должен уточнять, что одеваться нужно «снизу вверх», а раздеваться «сверху вниз», чтобы было удобно и не жарко. Последовательно надеваем на прогулку: тёплые брюки; сапоги или ботинки; кофточку или свитер; шапку; куртку; в последнюю очередь шарф и варежки. Необходимо приучать ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью к взрослому. Выполнение каждого навыка должно приносить малышу удовольствие от достигнутого результата, подкреплённого эмоциональной оценкой родителей. Для воспитания у ребёнка навыков самостоятельности в самообслуживании необходимо создать в доме специальные условия. Важно, чтобы у ребёнка было постоянное и удобное место для игрушек книг, откуда он мог бы взять их самостоятельно, а главное, без затруднений вернуть на место. Для этого малыш должен знать это место, оно не должно быть загромождено, все предметы должны быть доступными.
Хорошо, если родители следят за тем, чтобы своевременно убирались игрушки, в которые перестал играть ребёнок. Вешалки для одежды, полотенца, место для обуви должны быть удобны, доступны для самостоятельного пользования, подобраны по росту ребёнка. Дети с удовольствием будут выполнять непростые для них действия, если все предметы-помощники в этих делах (вешалки, стульчик для обувания, стакан для полоскания, зубная щетка, мыльница с мылом в виде забавной фигурки) будут не только удобными, но и привлекательными. Помогает привлечь внимание и сохранить интерес к самообслуживанию, если родители замечают в окружающем, в книгах, иллюстрациях-сценки на такую тематику и указывают детям на это, эмоционально обсуждая и подчёркивая, что они так умеют или научатся обязательно. Таким образом, приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания заключается в том, что сначала эту трудную для него работу он делает вместе со взрослым, запоминая последовательность действий. Потом начинает выполнять сам отдельные действия и, наконец, выполняет полностью всю последовательность действий самостоятельно-так формируется навык.
Успехов, вам уважаемые родители, в воспитании
трудолюбия и самостоятельности у малышей!