Татьяна Барсукова
Консультация «Пластилинография в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами.
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. А стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, мы закладываем базу для развития его интеллекта.
Публикация «Консультация „Пластилинография в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Темочки
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка (его речи).
В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности. Помимо этого, не стоит забывать и о подготовке кистей рук к занятию письмом.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы он вырос всесторонне развитым.
Пластилинография – нетрадиционная техника изобразительного творчества
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Методика рисования пластилином
Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с взрослым. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3, их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от взрослого тщательной подготовки основы. Например, взрослый рисует пластилином ёжика, а ребёнок делает колючки, используя дополнительный материал - зубочистки. А потом одевает на колючки грибочки. Вносятся дополнения: трава, ягоды, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция.
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Взрослый показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. Для работы с детьми выбирайте пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый, к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики
Рекомендации по организации совместной деятельности с детьми
1. Предоставлять ребёнку больше самостоятельности
2. Не критиковать неумелые действия, чтобы не подорвать веру ребёнка в собственные силы
3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах
4. Образовательная деятельность должна содержать игровые ситуации и действия
5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление
6. Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой ребёнка во время совместной деятельности