Елена Грачева
Консультация: «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Публикация «Консультация: „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.
Задачи терапии :
1) релаксация, снятие мышечной напряжённости;
2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3) концентрация внимания, памяти;
4) развитие логики и речи;
5) стабилизация эмоционального состояния;
6) развитие творческих (креативных) способностей;
7) способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка;
8) формирование позитивной коммуникации.
Принципы метода: песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.
Оборудование для занятий
Для лечебной игры используются следующие приспособления: 1)водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
2)специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
3)чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
4)набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины; 5)символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, 6)сундуки с сокровищами, кладами;
7)сказочные герои – добрые и злые;
8)естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
9)домашняя утварь;
10)болты, шурупы;
11)пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.
Чем полезны игры с песком?
развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
формируют у ребенка представления об окружающем мире.
развивают мелкую моторику, глазомер.
успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу).
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии :
• позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
• положительная динамика в развитии:
образного мышления;
• тактильной чувствительности;
• зрительно-моторной координации;
• ориентировки в пространстве;
• сенсо-моторного восприятия.
Вот несколько игр:
Оттиски рук.
С помощью этого упражнения ребенок учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает ребенку оттиск своей ладошки на песке, то же повторяет ребенок. Рука вдавливается и погружается в поддон. Сначала свои ощущения описывает педагог. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ ребенка о песке.
Дождик или водопад.
Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог говорит, что начался водопад. Ребенок пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
Создание узоров.
Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
Прятки.
Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной терапии»
Возможности «песочной терапии» продолжают расширяться, возникают различные модификации, новые формы терапевтической работы и техники. В 2013 году в Швеции был создан «подвижный» («живой») песок : уникальный по своему составу материал, содержащий чистый кварцевый песок (98 %) и современные полимерные материалы (2 %). «Подвижный» песок абсолютно безвреден, обладает бактериостатическими свойствами (препятствует размножению бактерий на нём, не требует обработки в течение 5 лет, не содержит токсичных веществ, не вызывает аллергии.
На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Чем полезен кинетический песок для детей и взрослых
• Песок занимает и успокаивает ребенка. Развивает творческие и когнитивные навыки.
• Игры с песком прекрасно развивают моторику рук и воображение.
• Песок пластичный - с ним так просто играть. Не нужно разводить водой - песок всегда влажный.
• Идеально подходит и используется в методике песочной терапии, сказкотерапии и релаксации.
• Приятный и влажный, как морской песок, не пачкается и имеет нейтральный запах
Использование песка на занятиях:
На математике можно предложить детям создать геометрические фигуры – это гораздо интереснее, чем на бумаге;
При подготовке к обучению грамоте можно писать на песке. Детям не страшно ошибиться, то не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку; Во время занятий речевым развитием можно предложить детям изобразить небольшой сюжет и сочинить рассказ или сказку.
Игры с песком:
Норки для мышки»
Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку».
Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Волшебные отпечатки на песке».
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.