Лякутина Олеся Викторовна
Консультация «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшее условие успешной реализации раздела «Развиваем речь детей» программы «Детство»- деятельностный подход к развитию речи дошкольника. Основу этого подхода составляет понимание речи к сложной, организованной, многоуровневой, функциональной системы, развивающейся по законам освоения деятельности.
В соответствии с теорией речевой деятельности, развитие речи ребенка можно рассматривать как процесс постепенного освоения речевой деятельности в единстве всех ее компонентов. У детей дошкольного возраста этот процесс протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от собственной активности ребенка в условиях речевой деятельности.
Публикация «Консультация „Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте появляются самостоятельные попытки ребенка выступить инициатором общения, при этом, как правило, ребенок реализует потребность передавать свои эмоции, впечатления, желания. На этом возрастном этапе задачей педагога является создание условий для развития экспрессивного мотива использования ярких звучащих игрушек, специальных приемов (сюрпризные моменты, игровые ситуации и т. п.).
В среднем дошкольном возрасте первостепенное значение для развития субъективности в речевой деятельности приобретает становление познавательно-побудительного мотива. Создание ситуации необходимости совместного выполнения поручения, задания, игрового развития «провоцируют» активную речь детей, принятие ими цели речевой деятельности.
На пятом году жизни продолжается развитие диалогической речи ребенка. Возрастает его активность в ведении диалога: он не только отвечает на вопросы взрослого, но с помощью взрослого учится сам формулировать вопросы, обращаться с просьбой, высказывать мнение.
В старшем дошкольном возрасте активность речи ребенка обеспечивается уже целым арсеналом мотивов: коммуникативным, экспрессивным, познавательно-побудительным, а также информационным. Задачей педагога становится обогащение познавательного, литературного, деятельностного опыта ребенка. Чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми, тем активными станет его речь.
В подготовительной к школе группе важное значение приобретает планирующий мотив речевой деятельности. Важной задачей педагога становится стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности : прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, надо, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете.
Следующим компонентом речевой деятельности выступает цель. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен лишь принять цель речевой деятельности, поставленную взрослым.
Самостоятельность целеполагания, инициатива в речевом общении наблюдается у детей в среднем возрасте. Ребенок предполагает взрослому послушать его рассказ о игрушке, о приезде, любимой бабушки. При этом далеко не всегда ребенок может реализовать цель: часто рассказ об игрушке превращается в жалобу на сестренку, которая «все ломала и не давала играть». Поэтому воспитатель должен помочь ребенку в реализации цели его речевой деятельности при помощи вопросов, подсказок слова или фразы.
В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно поставить цель речевой деятельности и успешно реализовать ее. Для развития ребенка как субъекта речевой деятельности воспитателю необходимо помогать ребенку устанавливать подобные связи между целью и результатом, привлекая детей к анализу и оценке своей речевой деятельности и речи сверстников.
Содержанием речевой деятельности могут быть знания, впечатления, эмоции, желания. В младшем дошкольном возрасте самостоятельной речевой активности детей часто выступают эмоции, желания, жалобы. Обязательным условием успешностью овладения речевой деятельности ребенком младшего дошкольного возраста является наглядно представленная ситуация, которая становится основой содержания высказывания ребенка.
В среднем дошкольном возрасте познавательный и литературный опыт ребенка становится значительно богаче, углубляется его значения о предметах и явлениях окружающего мира. Расширению содержания речевой деятельности ребенка пятого года жизни способствует и развитие наглядно-образного мышления. Все чаще темой для разговора с детьми становятся прошедшие события (праздник в детском саду, игра на прогулке, просмотренный кукольный театр и пр., будущие открытия ребенка (что будет с попугаем, куда прячут снег до следующей зимы, кто в лесу главнее: волк или медведь, его фантазии. Задача воспитателя – с вниманием и уважением относится к интересам детей, включаться в разговор с ними, помогать искать ответы самостоятельно.
Основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей (атрибуты для театрализованных игр, игры-фантазирование) могут быть сосредоточены в помещении группы в центре художественного речевого творчества. Для создания новых образов героев детских сказок хорошо использовать игру «Разрезанные картинки», «Необыкновенное животное» - воспитатель предлагает придумать ему имя, определить его место обитания, ориентируясь при этом на особенности внешнего вида. Продолжая разговор, ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного. Разговор воспитателя с ребенком позволяет подготовить его к сочинению сказки о новых фантастических животных.
Игру «Разрезанные картинки» можно использовать при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.
У детей седьмого года жизни наблюдается изменения в характере общения со взрослыми. Ребенка начинают волновать также нравственные категории, как честность, справедливость, уважение, дружба. Он с интересом относится к обсуждению поведения литературных героев.
Основным средством речевой деятельности является язык в единстве всех его сторон: грамматический, лексический, фонетический, синтаксический, морфологический. Уровень освоения языка ребенком – важнейшее условие успешности его речевой деятельности. Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика. В младшем дошкольном возрасте невербальные средства занимают ведущее место в системе средств речевой деятельности.
К среднему дошкольному возрасту роль невербальных средств речевой деятельности снижается за счет расширения языковых возможностей ребенка.
Выразительность речи обеспечивается за счет овладения средствами интонационной речевой выразительности, к которым относится речевое дыхание, сила голоса, ритм, темп, интонация, дикция и т. д.
В старшем дошкольном возрасте арсенал средств речевой деятельности значительно пополняется за счет роста речевого запаса, овладения сложными речевыми формами. Важно развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствует поставленной цели и содержанию речевой деятельности.
Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облаченные в определенную речевую форму. В младшем дошкольном возрасте это могут неполные повествовательные или восклицательные предложения, при помощи которых ребенок отвечает на вопрос воспитателя или высказывает свое желание. К концу младшего дошкольного возраста ребенок начинает осваивать форму сложного предложения. В среднем дошкольном возрасте дети учатся составлять описательные рассказы о наглядно представленном предмете, отвечать на вопросы воспитателя и самостоятельно формулировать вопрос. В старшей группе дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т. д., а подготовительной к школе группы упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов, осваивают форму речи – доказательство.