Елена Русинович
Консультация педагога-психолога для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание уделяется особенностям эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Еще один фактор, заставляющий сегодня более внимательно отнестись к эмоциональной сфере - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей.
Публикация «Консультация педагога-психолога для родителей „Профилактика эмоциональных нарушений у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон ребенка, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние детей было благополучным. Усилия всех взрослых должны быть сориентированы на проживание ребенком положительного направленного опыта. Но в наше время все больше детей испытывают неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.
Самую важную роль в становлении различных эмоций играет семья ребенка. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах, то можно говорить о неминуемых проблемах в его эмоциональном состоянии. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.
Основными причинами проявления эмоционального неблагополучия ребенка являются:
особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
индивидуальные особенности (например, темперамент);
взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).
Хотелось бы заострить внимание на очень важной проблеме – на наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.
Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.
Правила поддержания дисциплины:
при наказании, ребенка лучше лишать хорошего, чем
делать ему плохое;
требования родителей не должны противоречить важнейшим
потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);
должна быть согласованность правил между родителями;
тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи. Своим поведением ребенок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.
Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей :
Борьба за внимание.
Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
родительской власти и опеки).
Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей - он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания
младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности - протесты, непослушание.
Потеря веры в собственный успех («Мне все равно.»,
«Пусть буду плохим.»).
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение. Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
любит ваш ребенок? Категорически не верно, когда у родителей нет времени заниматься с ребенком, и они оставляют его у телевизора. Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви.
Дорогие родители! Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?