Анастасия Афанасьева
Консультация для родителей «Учимся грамоте»
▼ Скачать +Заказ
Многие родители желают самостоятельно научить своего ребенка читать до поступления в школу.
И чтобы ребёнок легко запоминал буквы и одновременно учился читать по слогам, следует придерживаться простым правилам и советам.
Совет первый. Приступайте к изучению букв только в том случае, если устная речь у ребенка достаточно развита. Если у ребенка нарушено звукопроизношение и фонематический слух, стоит, в первую очередь, заняться их исправлением (желательно у учителя-логопеда)
Публикация «Консультация для родителей „Учимся грамоте“» размещена в разделах
Совет второй. При обучении детей чтению не смешивайте понятия «звук» и «буква»!
Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» - «эм», на букву «п» - «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Это важно для того, чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
Совет третий. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.
Совет четвертый. Не учите с ребёнком буквы в алфавитном порядке.
- Отдельно запоминайте гласные и согласные
- Начните с гласных «А, О, У, Ы, И»
- Когда ребёнок хорошо запомнит эти гласные - можете переходить к остальным.
Совет пятый. Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи.
Совет шестой. Перед покупкой нового букваря или азбуки хорошо их изучите. Картинки должны четкими, яркими, буквы- крупными. Если на страницах вам попадаются непонятные, сложные задания - лучше не берите такую книгу.
Совет седьмой: не забывайте. основа грамотного письма фонематических слух. Совершенствуйте его!
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
* Наша речь состоит из предложений.
* Предложение - это законченная мысль.
* Предложения состоят из слов.
* Слова состоят из звуков.
* Звук - это то, что мы слышим и произносим.
* Буква - это то, что мы видим и пишем.
* Звук на письме обозначается буквой.
* Звуки бывают гласные и согласные.
* Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. (на схеме обозначаем красным квадратом)
* В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
* На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
* Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
* Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
* Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука.
* Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. (на схеме твердые согласные обозначаем синим квадратом, мягкие согласные- зеленым)
* Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
* Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
* Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
* Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
* Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
* Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
* Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
* Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
* Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
* Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
В заключении хотим сказать, если вы хотите чему-то научить ребёнка, всегда используйте игру в игре ребёнок будет учиться с интересом и его не придется заставлять. Играя, он сможет быстро выучить все буквы русского алфавита, научится читать по слогам, и в дальнейшем будет спокойно читать книги на русском языке и успевать по всем предметам.