Светлана Першан
Консультация «Память и произвольное внимание ребенка 3–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя сегодня консультация предназначена такому вопросу, как память и внимание, что очень важно в дошкольном возрасте. Ведь дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, и новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое – то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания – это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Развитие памяти. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Дошкольник младшего возраста (3-5 лет, как показывает психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь два слова. Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребенку запоминать.
Внимание детей 3 лет очень неустойчиво – ребенок с интересом «листает» книгу, но достаточно показать ему какую – либо игрушку, как книга падает из рук, и ребенок тянется к игрушке. Внимание детей этого возраста легко переключить. Ребенок ушибся и «заливается» слезами, но как только мама показала ему яркий воздушный шар, ребенок начинает радостно улыбаться.
4 -5 летние дети могут удерживать внимание в течение уже более длительного времени. 5-летние дети могут заниматься интересной игрой около часа, а за рисованием проводить до 2 часов. Пока ведущим преобладает непроизвольное внимание. Внимание ребенка легко переключается с нужного, менее интересного, к более интересному, яркому.
Память и произвольное внимание ребенка 3-5лет эффективно формировать в различных играх (ролевых, дидактических, требующих запоминания и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях и одновременного распределения внимания.