Лучший педагог года

Консультация «Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала — основа формирования интереса к родному краю»

Дарья Мошкова
Консультация «Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала — основа формирования интереса к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, родной край.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Темочки:

Практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в ДУ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала традиционной отечественной культуры в детском саду расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциалы.

Культурно- исторические традиции (т. е. традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор и т. д.) содержат богатый воспитательный потенциал: дети приобщаются к культуре своего народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона.

В работе по данному направлению считаем необходимым выполнение следующих условий:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей ( пример: мы не просто смотрим на исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов. Знакомим детей с некоторыми народными календарными традициями и обрядами Южного Урала. Например в октябре этого учебного года у нас были «Осенние посиделки», в основе развлечения использован фольклор народов Южного Урала (песни, заклички, танцы, игры)

- продвижение от опыта к знанию ( пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали; дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада)

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей ( пример: Даем сведенья детям о том, что наивысшем счастьем рода, семьи является здоровый ребенок. Народы считали, что природа, как и родители, может сделать человека здоровым. На занятии, знакомясь с лекарственными травами, учимся их заваривать; в результате дети не только знают названия лекарственных трав, но и пьют ежедневно отвары, тем самым даем детям знания о домашних (семейных) народных способах лечения больных с помощью природных средств на Южном Урале (траволечение, грязелечение, закаливание в бане, применение меда и др.)

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Мы не забываем, что воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются лучшие человеческие качества. Человек живет и развивается за счет природы, ему нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты.

Детям необходимо прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. Стараемся показать детям, что мир растений животных родного края огромен и разнообразен. В своей работе используем легенды, сказки, стихи, картины, песни, посвященные этому царству. Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Ребенок должен знать, что, бессмысленно срывая листик или цветок, он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу. Растительное царство очищает воздух, которым мы дышим, дает нам массу лечебных трав, обогащает нас витаминами. На примере растений изучаем разнообразие форм, учимся считать, изучаем цветовую гамму, знакомимся с многообразием ароматов, учимся постигать законы природы. Много аналогий можно провести между человеком и растением: человек, подобно растению, растет и тянется к свету, солнцу, наподобие цветка раскрывается, расцветает и увядает; у человека, как и у растения, есть свои корни и многое другое.

Стараемся формировать представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

Свою любовь к природе люди выражают в словах, названиях, выражениях. Живую и неживую природу сравнивали с человеком, его характером, внешним видом, трудом, отдыхом ( например: «весна-красна»- красавица; могучие горы и скалы сравнивали со спящим великаном; прямоугольные листья растения «пастушья сумка» напоминали сумки пастухов; непослушный, резкий ветер, который мог разрушить, буянить, звали «ветер- буян» и т. д.)

Освоение традиционной культуры - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно- пространственной среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народов; развития дружеских отношений между людьми.

Публикации по теме:

«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент)«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Проект во второй младшей группе «Сказки южного Урала» .

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Просторы Южного Урала.Просторы Южного Урала. Прекрасный мир Южного Ура. [/b][/i] Дорогие мои друзья приглашаю Вас в сказочное путешествие по прекрасным местам. Путешествовать любят,.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества»Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества» Наша старинная станица Казанская, основанная 369 лет назад, раскинула свои владения в самых верховьях Тихого Дона. Она является центром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала — основа формирования интереса к родному краю»
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала — основа формирования интереса к родному краю»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Мошкова (УИ 277011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД