Дарья Мошкова
Консультация «Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала — основа формирования интереса к родному краю»
▼ Скачать
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, родной край.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Публикация «Консультация „Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала — основа формирования интереса к родному краю“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природа Урала: животные и растения
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Урал - наш край родной
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в ДУ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала традиционной отечественной культуры в детском саду расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциалы.
Культурно- исторические традиции (т. е. традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор и т. д.) содержат богатый воспитательный потенциал: дети приобщаются к культуре своего народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона.
В работе по данному направлению считаем необходимым выполнение следующих условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей ( пример: мы не просто смотрим на исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов. Знакомим детей с некоторыми народными календарными традициями и обрядами Южного Урала. Например в октябре этого учебного года у нас были «Осенние посиделки», в основе развлечения использован фольклор народов Южного Урала (песни, заклички, танцы, игры)
- продвижение от опыта к знанию ( пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали; дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада)
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей ( пример: Даем сведенья детям о том, что наивысшем счастьем рода, семьи является здоровый ребенок. Народы считали, что природа, как и родители, может сделать человека здоровым. На занятии, знакомясь с лекарственными травами, учимся их заваривать; в результате дети не только знают названия лекарственных трав, но и пьют ежедневно отвары, тем самым даем детям знания о домашних (семейных) народных способах лечения больных с помощью природных средств на Южном Урале (траволечение, грязелечение, закаливание в бане, применение меда и др.)
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Мы не забываем, что воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются лучшие человеческие качества. Человек живет и развивается за счет природы, ему нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты.
Детям необходимо прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. Стараемся показать детям, что мир растений животных родного края огромен и разнообразен. В своей работе используем легенды, сказки, стихи, картины, песни, посвященные этому царству. Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Ребенок должен знать, что, бессмысленно срывая листик или цветок, он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу. Растительное царство очищает воздух, которым мы дышим, дает нам массу лечебных трав, обогащает нас витаминами. На примере растений изучаем разнообразие форм, учимся считать, изучаем цветовую гамму, знакомимся с многообразием ароматов, учимся постигать законы природы. Много аналогий можно провести между человеком и растением: человек, подобно растению, растет и тянется к свету, солнцу, наподобие цветка раскрывается, расцветает и увядает; у человека, как и у растения, есть свои корни и многое другое.
Стараемся формировать представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.
Свою любовь к природе люди выражают в словах, названиях, выражениях. Живую и неживую природу сравнивали с человеком, его характером, внешним видом, трудом, отдыхом ( например: «весна-красна»- красавица; могучие горы и скалы сравнивали со спящим великаном; прямоугольные листья растения «пастушья сумка» напоминали сумки пастухов; непослушный, резкий ветер, который мог разрушить, буянить, звали «ветер- буян» и т. д.)
Освоение традиционной культуры - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно- пространственной среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народов; развития дружеских отношений между людьми.