Светлана Реутова
Консультация «Особенности общения дошкольников со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Для ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности - процесс социальный в самом широком смысле.
Публикация «Консультация „Особенности общения дошкольников со сверстниками“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Детей нужно учить дружить. Понятие дружбы очень обширное. Психологами замечено, что социальное, психическое, умственное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка взаимосвязано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Жизнь ребёнка в обществе сверстников помогает ему осознать необходимость слаженных действий с другими детьми: играть, заниматься, трудиться, спать и гулять тогда, когда это делают все ребята; считаться с общим замыслом игр; подчинять своё желание большинству. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей, да и огорчений тоже. Ясно, что без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра. Народная мудрость гласит: «Покажи мне своего друга, и я скажу кто ты». Следовательно, для родителей очень важно, какого именно друга выберет их сын или дочь.
Очень важно, чтобы ребенок с малых лет активно общался с разными людьми, набирался социального опыта. Общение с людьми разного возраста, как правило, нравится ребенку. Но нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослыми. Он чувствует себя сопричастным одновременно и к миру сверстников, и к миру взрослых. Ему интересно. Не надо этого бояться. Если ребенок научится общению, ему легче будет войти в систему связей и со сверстниками, и с людьми постарше. Конечно, необходимо избегать другой крайности. Позволять ребенку все время находиться вместе с взрослыми людьми. В этом случае у него может возникнуть болезненное желание быть все время в их круге. Во-первых, это значительно затруднит его общение со сверстниками и усложнит его жизнь в школе. А во-вторых, это ускорит его искусственное взросление, поскольку ребенка будут интересовать те «взрослые» вещи, которые он в силу своего возраста еще не может понять и осознать. Это слишком большая нагрузка на психику ребенка. Перед взрослыми стоит задача организации нравственных отношений детей. Это обязывает их видеть и уметь анализировать поведение детей в процессе их общения. К сожалению, не все родители обладают должной объективностью в оценке поведения своего ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод о значении дружбы в жизни ребенка. Она для него не менее важна, чем для взрослого человека. Его социальная адаптация во многом определяется системой связей со сверстниками. Умственное, психическое и физическое развитие связано с тем, как складываются отношения с друзьями.
Нельзя забывать и о том, что каждый ребенок учится прежде всего на примере родителей. И если в семье ценятся дружеские связи, то первое, что он видит, это наглядный пример своих родителей, дорожащих дружбой.