Наталья Ашмарина
Консультация «Основные виды декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
К
онсультация «Основные виды декоративно-прикладного искусства»
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Публикация «Консультация „Основные виды декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
Искусство – это средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека уже с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, способствующие образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, всегда вдохновляет на активную творческую деятельность. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам природы и красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают гедонистические чувства (наслаждения прекрасным). Обучение различным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека, служит одной из основ духовного развития личности.
Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, навыков оценки произведений искусства, духовных потребностей, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Народное искусство помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Основные виды декоративно – прикладного искусства:
Дымковская глиняная игрушка.
Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки. Фигурки лепили из красной глины. После обжига все фигурки покрывают белым цветом. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.
Тверская глиняная игрушка
Город Торжок в Тверской области – родина тверской игрушки. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два-три слоя. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.
Филимоновская глиняная игрушка
Родина этой игрушки – деревня Филимоново Тульской области. Эта яркая веселая игрушка – свистулька. В отличии от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с большой головкой. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.
Семеновская матрешка
Основа семеновской росписи – яркие, выразительные, крупные цветы, венчают которые ягоды рябины, бантики, точечки и мелкий цветок.
Каргопольская глиняная игрушка
Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. Игрушку делают в городе Каргополе Архангельской области на предприятии народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Лепят игрушку из красной глины. Цветовая гамма приглушенная, северная.
Богородская деревянная игрушка.
Родина игрушки село Богородское Московской области. Это игрушки-шутки. Богородские игрушки интересны тем, что они с движением. Основные герои медвежонок и фигурка мужичка-крестьянина.
Федосеевская топорная игрушка.
Родина деревня Федосеево Нижегородской области. Отличие этих игрушек от других деревянных игрушек (например, богородской) в том, что их опускают целиком в раствор желтого цвета (анилиновые краски). Они приобретают ярко-желтый цвет, оттого и получаются солнечными и веселыми.
Городецкая роспись
Родина городецкой росписи город Городец Нижегородской области. На фабрике создаются деревянные расписные городецкие изделия: детская мебель, кони-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды, ложки, солонки, поставцы, разделочные доски, хлебницы, сундучки. Роспись яркая живописная. Это букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Основной мотив – цветок.
Хохломская роспись
Центр создания хохломской росписи находится в Нижегородской области в городе Семенове и селе Семине. В основу современной посуды вошли традиционные типы русской деревянной посуды- братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы. Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебельки-завитки. Постепенно их украшает пушистая травка, вплетаются изображения цветов, спелых ягод, листиков. После росписи изделия покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда и название хохломы – золотая, огненная.
Полхов-майданская роспись
В селах Полховский Майдан и Крутец Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-таратушки – это матрешки, кони-тройки, а также шкатулки, грибы, вазочки, солонки, поставцы, толкушки для кухни. Роспись нарядная, веселая. Кроме растительного узора, мастерицы любят и сюжетные композиции, пейзажи. Рисунок условный, цветы фантастические, каких нет ни в саду, ни в поле, ягоды больше дома, а яблони в полнеба. Цветы придумывают сами: какие придумывают, такие и рисуют.
Жостовские подносы
В деревне Жостово Московской области находится Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные – фестончатые, гитарные. Изготовляются подносы из железа штампуются и покрываются черным лаком однако подносы бывают красного, зеленого, синего цветов. Жостовская роспись – это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов.
Гжель
Гжель – это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла. Гжельские мастера создают разные изделия, но более известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег. Посуда и скульптура расписываются узором. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюжеты – гуляния, чаепитие, катание на санках, сказочные образы.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, воображение, мышление. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Работа строится в трех направлениях:
1. Знакомство с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусства.
3. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетании цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи.
Младший дошкольный возраст
Развивать интерес к народной игрушке,
Учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка);
Учить видеть их яркость, народность, любоваться ими;
Учить выделять некоторые элементы и их цвет.
Средний дошкольный возраст.
Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, цвет и форма);
Учить различать два –три вида народных игрушек по некоторым признакам;
Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, розете, выделяя кайму, середину, углы.
[[bСтарший дошкольный возраст[/b]
Учить различать и называть знакомые народные игрушки, и их характерные особенности;
Знакомить с новыми видами игрушек и растительными узорами;
Учить видеть разнообразие материалов и их отличие друг от друга;
Учить составлять узоры, выделять элементы узора, предавать колорит росписи и характерные композиции;
Учить видеть связь узора с назначением предмета, его формой, и материалом изделия.
Таким образом, декоративное прикладное развитие детей – приобщение к прекрасному, формирование художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.