Юлия Камышан
Консультация «Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа по развитию связной речи включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением.
Основное содержание занятий составляет развитие связной речи с применением средств наглядности. Работа по развитию связной речи включает следующие направления : обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
Публикация «Консультация „Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ведущее значение в данной системе играет применение различных наглядных приемов развития связной речи на логопедических занятиях. Успешность работы основывается на правильном использовании наглядности - это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий.
Если применять наглядность правильно, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, систематически, то дети начинают легко в ней ориентироваться, находить опору для своих высказываний, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события и их последовательность.
Структура системы занятий включает в себя:
Обучение рассказыванию; пересказ (по вопросам, по плану, с опорой на серии картин, на картины, схематические изображения - меловой рисунок).; описание предметов (с опорой на муляж, на картину, по плану, по вопросам); рассказывание по картинкам (по серии с постепенным переходом к одной картине) и из опыта; продолжение рассказа по заданному началу (с опорой на картину, на схему); творческое рассказывание или рассказывание по воображению.
Система занятий по развитию связной речи с использованием наглядности на занятиях будет способствовать лучшему усвоению.
Работа включает в себя : формирование высказывания на уровне фразы. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст.
Объяснение происхождения данного слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб; кофейник - посуда, в которой варят кофе).
Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?», а затем требуют самостоятельных ответов. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели. Составление предложений по опорным словам.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет большие трудности. Они испытывает серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста.
Обучение детей с задержкой психического развития составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится на последнем этапе коррекционной работы. Однако уже в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам включаем отдельные, доступные детям задания.
Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа проводится в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа.
Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним - двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по их выбору).
Составление рассказов по наборам игрушек на различные темы. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети. При затруднениях дается образец начала рассказа.
Особое место занимает работа по формированию связной речи на занятиях по художественному творчеству (рисование, аппликация, для формирования и активизации монологической речи в процессе этих занятий применяется речевое планирование действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании, и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации. Дети учатся составлять короткие рассказы по выполненным заданиям. При этом используются следующие приемы: составление рассказа по вопросному плану (уточнение последовательности, деталей повествования); дополнение рассказа ребенка другими детьми. Опора на собственный рисунок - эффективное средство овладения детьми с общим недоразвитием речи навыками рассказывания. Их интерес к таким занятиям способствует активизации речевых проявлений.
Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, принимая во внимание сложность этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы.
В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему включены:
- беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
- обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;
- установочные указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.);
- обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи).
Таким образом, направления коррекционной работы по формированию связного речевого высказывания основываются на факторах облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский, а также педагоги В. П. Глухов и В. К. Воробьева.
Эффективность коррекционной работы по развитию связной речи у детей с задержкой психического развития будет зависеть от правильного порядка работы : воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия; составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием фланелеграфа; пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок; составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания; составление описательных рассказов с использование схемы описания. Содержание обучения включает работу над содержанием речи, развитием логического мышления, воспитанием памяти, внимания, воли и эмоций.