Папки-передвижки

Консультация «Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей»

Лидия Волкова
Консультация «Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей»

В дошкольной сурдопедагогике одно из главных направлений занимает познавательно-речевое развитие детей с нарушениями слуха.

На протяжении всей практики работы нашего сада этой задачи уделяется особое внимание. В специальных коррекционных группах мы создаём благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.

Публикация «Консультация „Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей“» размещена в разделах

Практика показала, пребывание глухих детей в современной предметно-пространственной среде, которая является составной частью развивающей, обеспечивает высокий уровень речевой активности их, способствует овладению ими речевыми умениями и навыками в естественной обстановке. В неё входят следующие центры:

- центр сюжетно-ролевой среды;

- центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры для развития речи,

здесь же могут быть театрализованные игры;

- центр науки (познания, куда входит уголок природы, место для детского

экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;

- центр строительно-конструктивных игр;

- центр математики (игротека);

- центр моторики и сенсорного развития;

- центр искусства и творчества, где размещаются материалы по ознакомлению с

искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской

изобразительной, музыкальной, театрально-художественной деятельности

- физкультурно-оздоровительный центр многофункционален, способствует развитию

движений и координации детей.

Такая организация центров позволяет детям выбирать интересную для себя деятельность, чередовать ее в течение дня, а педагогу - эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей детей.

Так, пространство нашей группы организовано в виде разграниченных уголков. Оборудован сенсорный уголок, книжный, уголок для настольно-печатных игр, уголок природы, спортивный, уголки для самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др., игровой уголок с крупными мягкими конструкциями. Оформлен коррекционный уголок, в котором игровой развивающий материал меняется в соответствии с изучаемой лексической темой.

Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, в группе имеется настольный театр «Колобок», «Репка», «Теремок», способствующий развитию речи воспитанников. Созданы необходимые условия для проведения таких игр, как «Больница», «Семья», «Магазин» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым. Продумано и рационально размещены игровые уголки, игрушки и игры для мальчиков и девочек. Для этого учитывали особенности психического развития детей на каждом возрастном этапе и социальную характеристику дошкольника.

Важным фактором является обогащение центров такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого в среду внесены материалы не только разной степени сложности, но и разнообразным по содержанию, виду и форме, разным способам действия, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Предметно-пространственный мир глухих детей включает в себя разнообразие предметов, игрушек, объектов социальной действительности. Такая среда необходима неслыщащим детям, потому, что выполняет информативную функцию - каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире.

Мы учим глухих детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. Однако, слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, глухим ребёнком не запоминается. Слово оказывается «пустым». В помощь привлекаем все сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, осязательный, тактильный).

Важным условием успешного речевого развития является постоянное общение, что создаёт мотивацию для овладения словами и выражениями. Воспитатели используют речевой материал, помогают ребёнку справиться с общением. Учитель-дефектолог находится в контакте с воспитателями, выявляет трудности и даёт рекомендации.

Действуя с предметами, воспитатель сообщает ребёнку их названия, накапливает словарный запас. Следит, чтобы накопление словаря не было средством обозначения окружающих предметов. Ребёнок знает много слов, но не может ими пользоваться. Воспитатель включает их в доступные для ребёнка фразы, многократно повторяет в общении с ним. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными их для понимания.

Последовательность введения фраз, их лексическая наполняемость зависят от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития глухих детей.

В своей работе воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия предметов, их свойств и качеств, проговаривая выполняемые действия, оценивая поступки детей. Необходимо выделять слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данной деятельности. А для того, чтобы их запомнить, речевой материал предъявляют в письменной форме, в виде табличек и опорных плакатов. Регулярное их использование, способствует лучшему запоминанию речевого материала. По мере усвоения слов и выражений они заменяются на новые. На каждом этапе работы с детьми объём материала расширяется, обогащается лексический состав и грамматическая сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же деятельности с детьми разных лет обучения выглядят по-разному.

Таким образом, эффективно организованная и наполненная предметно-пространственная среда даёт возможность контролировать понимание ребёнком отдельных слов и словосочетаний, различных грамматических конструкций, помогает обнаруживать и преодолевать формализм в речевом развитии дошкольника с нарушенным слухом, а также расширяет возможности самовыражения детей и раскрывает их речевые способности.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста В год экологии у нас в Детском саду родилась идея поделить группы на участки: юные фермеры,юные натуралисты (юннаты,юные орнитологи,юные.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация предметно-пространственной среды в детском садуОрганизация предметно-пространственной среды в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей»
Опубликовано: 21 сентября 2021 в 13:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД