Лидия Волкова
Консультация «Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей»
В дошкольной сурдопедагогике одно из главных направлений занимает познавательно-речевое развитие детей с нарушениями слуха.
На протяжении всей практики работы нашего сада этой задачи уделяется особое внимание. В специальных коррекционных группах мы создаём благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.
Публикация «Консультация „Организация, содержание и роль предметно-пространственной среды в познавательно-речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Практика показала, пребывание глухих детей в современной предметно-пространственной среде, которая является составной частью развивающей, обеспечивает высокий уровень речевой активности их, способствует овладению ими речевыми умениями и навыками в естественной обстановке. В неё входят следующие центры:
- центр сюжетно-ролевой среды;
- центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры для развития речи,
здесь же могут быть театрализованные игры;
- центр науки (познания, куда входит уголок природы, место для детского
экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
- центр строительно-конструктивных игр;
- центр математики (игротека);
- центр моторики и сенсорного развития;
- центр искусства и творчества, где размещаются материалы по ознакомлению с
искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской
изобразительной, музыкальной, театрально-художественной деятельности
- физкультурно-оздоровительный центр многофункционален, способствует развитию
движений и координации детей.
Такая организация центров позволяет детям выбирать интересную для себя деятельность, чередовать ее в течение дня, а педагогу - эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей детей.
Так, пространство нашей группы организовано в виде разграниченных уголков. Оборудован сенсорный уголок, книжный, уголок для настольно-печатных игр, уголок природы, спортивный, уголки для самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др., игровой уголок с крупными мягкими конструкциями. Оформлен коррекционный уголок, в котором игровой развивающий материал меняется в соответствии с изучаемой лексической темой.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, в группе имеется настольный театр «Колобок», «Репка», «Теремок», способствующий развитию речи воспитанников. Созданы необходимые условия для проведения таких игр, как «Больница», «Семья», «Магазин» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым. Продумано и рационально размещены игровые уголки, игрушки и игры для мальчиков и девочек. Для этого учитывали особенности психического развития детей на каждом возрастном этапе и социальную характеристику дошкольника.
Важным фактором является обогащение центров такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого в среду внесены материалы не только разной степени сложности, но и разнообразным по содержанию, виду и форме, разным способам действия, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Предметно-пространственный мир глухих детей включает в себя разнообразие предметов, игрушек, объектов социальной действительности. Такая среда необходима неслыщащим детям, потому, что выполняет информативную функцию - каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире.
Мы учим глухих детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. Однако, слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, глухим ребёнком не запоминается. Слово оказывается «пустым». В помощь привлекаем все сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, осязательный, тактильный).
Важным условием успешного речевого развития является постоянное общение, что создаёт мотивацию для овладения словами и выражениями. Воспитатели используют речевой материал, помогают ребёнку справиться с общением. Учитель-дефектолог находится в контакте с воспитателями, выявляет трудности и даёт рекомендации.
Действуя с предметами, воспитатель сообщает ребёнку их названия, накапливает словарный запас. Следит, чтобы накопление словаря не было средством обозначения окружающих предметов. Ребёнок знает много слов, но не может ими пользоваться. Воспитатель включает их в доступные для ребёнка фразы, многократно повторяет в общении с ним. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными их для понимания.
Последовательность введения фраз, их лексическая наполняемость зависят от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития глухих детей.
В своей работе воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия предметов, их свойств и качеств, проговаривая выполняемые действия, оценивая поступки детей. Необходимо выделять слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данной деятельности. А для того, чтобы их запомнить, речевой материал предъявляют в письменной форме, в виде табличек и опорных плакатов. Регулярное их использование, способствует лучшему запоминанию речевого материала. По мере усвоения слов и выражений они заменяются на новые. На каждом этапе работы с детьми объём материала расширяется, обогащается лексический состав и грамматическая сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же деятельности с детьми разных лет обучения выглядят по-разному.
Таким образом, эффективно организованная и наполненная предметно-пространственная среда даёт возможность контролировать понимание ребёнком отдельных слов и словосочетаний, различных грамматических конструкций, помогает обнаруживать и преодолевать формализм в речевом развитии дошкольника с нарушенным слухом, а также расширяет возможности самовыражения детей и раскрывает их речевые способности.