Папки-передвижки

Консультация «Организация самостоятельной деятельности детей»

Скуратова Елена Александровна
Консультация «Организация самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей ор-ганизации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педаго-гами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

Публикация «Консультация „Организация самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направ-ленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоци-ональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концеп-цией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ре-бенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей до-школьного возраста.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогиче-ского процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятель-ность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Создания условий необходимых для саморазвития воспитанников должно быть направлено на сосредоточение усилий всего педагогическо-го коллектива на оборудовании развивающих зон, каждая из которых содержит свой комплекс задач воспитания и развития детей.

В групповой комнате сложно организовать самостоятельную двига-тельную деятельность детей. Для стимулирования двигательной активно-сти в младших группах необходимы горки, гусеницы, а также целесооб-разно размещать кукольные коляски в противоположной стороне от иг-рового уголка «Дом», машины от строительного материала.

В других возрастных группах можно создать из спортивного обо-рудования «дорожки движения» так, чтобы не мешать другим играю-щим. С помощью картинок и схем детям могут даваться двигательные задания, которые меняются.

Для развития самостоятельной двигательной деятельности через приёмы косвенного руководства нужно побуждать детей использовать как традиционное, так и нестандартное спортивное оборудование, также использовать его как атрибуты в сюжетно-ролевых играх. Так, играя в гномов, дошкольники в качестве пещеры могут использовать туннель, а для труднопроходимых «горных троп» - индивидуальные массажные коврики, которые могут сшить педагоги или родители.

Играя в «моряков», старшие ребята могут успешно использовать мас-сажные дорожки синего цвета как морскую пучину, а мягкие спортивные модули для обозначения минного поля, через которое пробирается мор-ской десант.

Использование проблемных ситуаций, бесед с детьми: «На чём можно попрыгать в группе?», «Что можно метать, чтобы было безопасно и ин-тересно?» позволит не только направить активность ребят в нужное рус-ло, но и побудить их придумывать новые игры с уже имеющимся матери-алом.

Особое внимание необходимо уделить и развитию мелкой моторики рук. Для этого можно использовать пособия, сделанные руками родите-лей. Это «волшебные кубы», бусы, коврики, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застёгивании, шнуровке, завязывании, и формиру-ющие первоначальный самоконтроль. А разнообразная фактура тканей стимулирует тактильное восприятие. Замечательным пособием может быть книга с мягкими страничками. Её сюжет может быть разнообраз-ным, например, основывается на стихах А. Барто «Игрушки». На каждой странице персонаж, элементы сюжета прикреплены с помощью липучек, кнопок. Использование данного пособия развивает зрительное и тактиль-ное восприятие, закрепляет понятия «цвет», «форма», «величина», «глад-кий-шероховатый», «пушистый», «один-много», развивает простран-ственную ориентировку и обследовательские действия малышей, усидчи-вость. А также способствует развитию речи.

Применение воспитателем приёмов косвенного руководства, например, таких как проблемные ситуации (герои заблудились – помоги им вер-нуться на свою страничку, петушок плачет – потерял пёрышки из хвоста) не только поддержит детский интерес, но и поможет воспитанию нрав-ственных чувств.

В младших группах с этой целью эффективно использовать разнооб-разные конструкторы «Застёжки-расстёжки». На большом поле-ковре с помощью липучек малыши могут прикреплять детали, создавая всё но-вые и новые сюжеты, которые подсказывают цветные карточки. Цветные карточки с сюжетами разного уровня сложности, помимо мелкой мото-рики рук, развивают речь, память, внимание ребёнка. В группах для де-тей раннего возраста нужно оборудовать дидактические столы.

Так же для становления самостоятельности у дошкольников должно ис-пользоваться оборудование центров экспериментирования. Элементар-ное экспериментирование может начинаться с групп младшего дошколь-ного возраста с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит сам воспитатель поэтапно:

1. Вначале задаётся проблема, педагог спрашивает у детей, какие ре-зультаты могут получиться.

2. Дети высказывают свои предположения. Здесь очень важно всех выслушать.

3. Проведение опыта, последовательность всех своих действий взрос-лый сопровождает словами.

4. Подведение итогов. Воспитатель интересуется у детей, как получил-ся результат.

5. Совместный вывод с помощью наводящих вопросов.

В конце занятия воспитатель благодарит всех.

Практически всегда опыты вызывают у детей интерес, и они сразу же хотят их повторить. Поэтому для закрепления и поддержания детского интереса оборудование для экспериментирования должно быть доступно и иметься в соответствующем количестве.

Если в младшем дошкольном возрасте дети только начинают экспери-ментировать, то в старшей группе – уже могут выполнять некоторые опыты самостоятельно после совместного экспериментирования с педаго-гом. В помощь дошкольникам должны быть подобраны карточки-схемы, на которых картинки и символы передают последовательность действий.

Правила проведения опытов воспитатели объясняют уже в младшей группе.

Деятельность дошкольников в центре экспериментирования расширяет кругозор детей, развивает у них познавательные процессы и мыслитель-ные операции и способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. А также решает задачи речевого, социаль-но-нравственного направления, потому что экспериментирование сопро-вождается у детей проговариванием и выдвижением гипотез-догадок, по-пытками предугадать ожидаемые результаты (дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы). Многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у дошкольников определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных действий, аккуратность в ра-боте.

Для поддержания интереса к экспериментированию воспитатель ис-пользует:

• Внешние стимулы (новизна, необычность объекта) : необычные ма-териалы, приборы для исследования;

• Тайна, сюрприз;

• Мотив помощи;

• Познавательный мотив;

• Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему, воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заме-няет деятельность ребёнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсуждении выводов эксперимента, фикса-ции его результатов.

• Приёмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий эксперимента, обсуждение выводов эксперимента, наво-дящие вопросы: «Как это можно узнать?», «С помощью чего мож-но проверить это предположение?»);

• Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагоги используют чтение с детьми научно-познавательной ли-тературы.

Решение познавательных задач можно осуществлять и через работу по ознакомлению детей с таким социальным понятием как «семья». Знаком-ство с семьями воспитанников можно проводить через оформленные до-ма альбомы, на материале которых воспитатель проводит не только заня-тия, но и беседы на различную тематику.

Познавательное развитие тесно связано с математическим образова-нием. Организации самостоятельной деятельности в этом направлении помогает математическая игротека. Ребёнок, принося из дома математи-ческую игру, сам обучает своих товарищей играть в неё. Теперь именно дошкольник выступает в роли «носителя знаний». Что, в свою очередь, развивает у него объяснительную речь, умение общаться, усидчивость, проявление бережного отношения к играм, умение выслушивать товари-ща, произвольность поведения.

Также в математических уголках можно использовать разнообразные виды конструкторов, с помощью деталей которых ребёнок каждый раз создаёт, собирает новые постройки, конструкции, используя при этом схемы, модели, фотографии, зарисовывает свои конструкции. Дети рас-сматривают работы, при этом каждый рассказывает о своём рисунке. Для обучения дошкольников действовать в центре математики воспитатель использует следующие приё мы:

• Воспитатель сам собирает картинку по тем образцам, которые прилагаются к пособию. Ребёнок называет, что и где изображено.

• Педагог предлагает ребёнку выложить рисунок по образцу.

• С помощью собранной картинки можно поиграть в игру «Чего не стало» или «Что изменилось», каждый раз усложняя за счёт увели-чения убранных деталей.

• Затем педагог предлагает придумать картинку, используя только определённые фигуры.

• Задание можно усложнить, предлагая ребёнку не только собрать картинку, но и придумать по ней сказку, историю.

Организация деятельности детей в математическом уголке способствует решению задач не только математического образования, но и речевого развития, социально-нравственного воспитания.

Большую помощь в организации разных видов самостоятельной дея-тельности воспитанников оказывают различные схемы, алгоритмы.

При организации предметно-развивающей среды в групповых помеще-ниях необходимо стараться отходить от общепринятого четкого выделе-ния «учебной зоны», с классической расстановкой столов и «игровой зо-ны», занимающей пространство по периметру ковра. «Учебная» должна являться полифункциональным пространством, служащим как для орга-низованных форм взаимодействия взрослых с детьми (организация заня-тий, приема пищи, так и удобным местом для разнообразной самостоя-тельной деятельности дошкольников.

В детском саду необходимо систематическое обогащение предметной среды с учётом особенностей детей, возникающих образовательных ситу-аций. Принимая во внимание, что развивающее пространство – это толь-ко внешние условия, педагогами должно осуществляться постоянный по-иск новых, более эффективных приёмов обучения детей самостоятельной деятельности

Таким образом, предметно-развивающая среда и целенаправленное руководство педагога при обучении детей свободной деятельности – вот те основные составляющие, необходимые для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.

Публикации по теме:

Организация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее времяОрганизация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее время Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей» Консультация для воспитателей:"Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей. Вот и наступило.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Нам руки даны не для скуки. Организация самостоятельной художественной деятельности детейНам руки даны не для скуки. Организация самостоятельной художественной деятельности детей Организация самостоятельной художественной деятельности детей. Кроме работы по формированию культурно- гигиенических навыков и НОД, важно.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация самостоятельной деятельности детей»
Опубликовано: 14 июля 2023 в 12:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация самостоятельной деятельности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Скуратова Елена Александровна (УИ 88136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД