Скуратова Елена Александровна
Консультация «Организация самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей ор-ганизации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педаго-гами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Публикация «Консультация „Организация самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направ-ленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоци-ональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концеп-цией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ре-бенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей до-школьного возраста.
Построение предметной среды – это внешние условия педагогиче-ского процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятель-ность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Создания условий необходимых для саморазвития воспитанников должно быть направлено на сосредоточение усилий всего педагогическо-го коллектива на оборудовании развивающих зон, каждая из которых содержит свой комплекс задач воспитания и развития детей.
В групповой комнате сложно организовать самостоятельную двига-тельную деятельность детей. Для стимулирования двигательной активно-сти в младших группах необходимы горки, гусеницы, а также целесооб-разно размещать кукольные коляски в противоположной стороне от иг-рового уголка «Дом», машины от строительного материала.
В других возрастных группах можно создать из спортивного обо-рудования «дорожки движения» так, чтобы не мешать другим играю-щим. С помощью картинок и схем детям могут даваться двигательные задания, которые меняются.
Для развития самостоятельной двигательной деятельности через приёмы косвенного руководства нужно побуждать детей использовать как традиционное, так и нестандартное спортивное оборудование, также использовать его как атрибуты в сюжетно-ролевых играх. Так, играя в гномов, дошкольники в качестве пещеры могут использовать туннель, а для труднопроходимых «горных троп» - индивидуальные массажные коврики, которые могут сшить педагоги или родители.
Играя в «моряков», старшие ребята могут успешно использовать мас-сажные дорожки синего цвета как морскую пучину, а мягкие спортивные модули для обозначения минного поля, через которое пробирается мор-ской десант.
Использование проблемных ситуаций, бесед с детьми: «На чём можно попрыгать в группе?», «Что можно метать, чтобы было безопасно и ин-тересно?» позволит не только направить активность ребят в нужное рус-ло, но и побудить их придумывать новые игры с уже имеющимся матери-алом.
Особое внимание необходимо уделить и развитию мелкой моторики рук. Для этого можно использовать пособия, сделанные руками родите-лей. Это «волшебные кубы», бусы, коврики, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застёгивании, шнуровке, завязывании, и формиру-ющие первоначальный самоконтроль. А разнообразная фактура тканей стимулирует тактильное восприятие. Замечательным пособием может быть книга с мягкими страничками. Её сюжет может быть разнообраз-ным, например, основывается на стихах А. Барто «Игрушки». На каждой странице персонаж, элементы сюжета прикреплены с помощью липучек, кнопок. Использование данного пособия развивает зрительное и тактиль-ное восприятие, закрепляет понятия «цвет», «форма», «величина», «глад-кий-шероховатый», «пушистый», «один-много», развивает простран-ственную ориентировку и обследовательские действия малышей, усидчи-вость. А также способствует развитию речи.
Применение воспитателем приёмов косвенного руководства, например, таких как проблемные ситуации (герои заблудились – помоги им вер-нуться на свою страничку, петушок плачет – потерял пёрышки из хвоста) не только поддержит детский интерес, но и поможет воспитанию нрав-ственных чувств.
В младших группах с этой целью эффективно использовать разнооб-разные конструкторы «Застёжки-расстёжки». На большом поле-ковре с помощью липучек малыши могут прикреплять детали, создавая всё но-вые и новые сюжеты, которые подсказывают цветные карточки. Цветные карточки с сюжетами разного уровня сложности, помимо мелкой мото-рики рук, развивают речь, память, внимание ребёнка. В группах для де-тей раннего возраста нужно оборудовать дидактические столы.
Так же для становления самостоятельности у дошкольников должно ис-пользоваться оборудование центров экспериментирования. Элементар-ное экспериментирование может начинаться с групп младшего дошколь-ного возраста с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит сам воспитатель поэтапно:
1. Вначале задаётся проблема, педагог спрашивает у детей, какие ре-зультаты могут получиться.
2. Дети высказывают свои предположения. Здесь очень важно всех выслушать.
3. Проведение опыта, последовательность всех своих действий взрос-лый сопровождает словами.
4. Подведение итогов. Воспитатель интересуется у детей, как получил-ся результат.
5. Совместный вывод с помощью наводящих вопросов.
В конце занятия воспитатель благодарит всех.
Практически всегда опыты вызывают у детей интерес, и они сразу же хотят их повторить. Поэтому для закрепления и поддержания детского интереса оборудование для экспериментирования должно быть доступно и иметься в соответствующем количестве.
Если в младшем дошкольном возрасте дети только начинают экспери-ментировать, то в старшей группе – уже могут выполнять некоторые опыты самостоятельно после совместного экспериментирования с педаго-гом. В помощь дошкольникам должны быть подобраны карточки-схемы, на которых картинки и символы передают последовательность действий.
Правила проведения опытов воспитатели объясняют уже в младшей группе.
Деятельность дошкольников в центре экспериментирования расширяет кругозор детей, развивает у них познавательные процессы и мыслитель-ные операции и способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. А также решает задачи речевого, социаль-но-нравственного направления, потому что экспериментирование сопро-вождается у детей проговариванием и выдвижением гипотез-догадок, по-пытками предугадать ожидаемые результаты (дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы). Многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у дошкольников определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных действий, аккуратность в ра-боте.
Для поддержания интереса к экспериментированию воспитатель ис-пользует:
• Внешние стимулы (новизна, необычность объекта) : необычные ма-териалы, приборы для исследования;
• Тайна, сюрприз;
• Мотив помощи;
• Познавательный мотив;
• Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему, воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заме-няет деятельность ребёнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсуждении выводов эксперимента, фикса-ции его результатов.
• Приёмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий эксперимента, обсуждение выводов эксперимента, наво-дящие вопросы: «Как это можно узнать?», «С помощью чего мож-но проверить это предположение?»);
• Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагоги используют чтение с детьми научно-познавательной ли-тературы.
Решение познавательных задач можно осуществлять и через работу по ознакомлению детей с таким социальным понятием как «семья». Знаком-ство с семьями воспитанников можно проводить через оформленные до-ма альбомы, на материале которых воспитатель проводит не только заня-тия, но и беседы на различную тематику.
Познавательное развитие тесно связано с математическим образова-нием. Организации самостоятельной деятельности в этом направлении помогает математическая игротека. Ребёнок, принося из дома математи-ческую игру, сам обучает своих товарищей играть в неё. Теперь именно дошкольник выступает в роли «носителя знаний». Что, в свою очередь, развивает у него объяснительную речь, умение общаться, усидчивость, проявление бережного отношения к играм, умение выслушивать товари-ща, произвольность поведения.
Также в математических уголках можно использовать разнообразные виды конструкторов, с помощью деталей которых ребёнок каждый раз создаёт, собирает новые постройки, конструкции, используя при этом схемы, модели, фотографии, зарисовывает свои конструкции. Дети рас-сматривают работы, при этом каждый рассказывает о своём рисунке. Для обучения дошкольников действовать в центре математики воспитатель использует следующие приё мы:
• Воспитатель сам собирает картинку по тем образцам, которые прилагаются к пособию. Ребёнок называет, что и где изображено.
• Педагог предлагает ребёнку выложить рисунок по образцу.
• С помощью собранной картинки можно поиграть в игру «Чего не стало» или «Что изменилось», каждый раз усложняя за счёт увели-чения убранных деталей.
• Затем педагог предлагает придумать картинку, используя только определённые фигуры.
• Задание можно усложнить, предлагая ребёнку не только собрать картинку, но и придумать по ней сказку, историю.
Организация деятельности детей в математическом уголке способствует решению задач не только математического образования, но и речевого развития, социально-нравственного воспитания.
Большую помощь в организации разных видов самостоятельной дея-тельности воспитанников оказывают различные схемы, алгоритмы.
При организации предметно-развивающей среды в групповых помеще-ниях необходимо стараться отходить от общепринятого четкого выделе-ния «учебной зоны», с классической расстановкой столов и «игровой зо-ны», занимающей пространство по периметру ковра. «Учебная» должна являться полифункциональным пространством, служащим как для орга-низованных форм взаимодействия взрослых с детьми (организация заня-тий, приема пищи, так и удобным местом для разнообразной самостоя-тельной деятельности дошкольников.
В детском саду необходимо систематическое обогащение предметной среды с учётом особенностей детей, возникающих образовательных ситу-аций. Принимая во внимание, что развивающее пространство – это толь-ко внешние условия, педагогами должно осуществляться постоянный по-иск новых, более эффективных приёмов обучения детей самостоятельной деятельности
Таким образом, предметно-развивающая среда и целенаправленное руководство педагога при обучении детей свободной деятельности – вот те основные составляющие, необходимые для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.