Татьяна Печникова
Консультация «Организация подвижных игр детей раннего возраста в разное время года»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема: «Организация подвижных игр и упражнений для детей раннего возраста
в разное время года»
На втором году жизни ребенок становится более крепким физически и более подвижным, возрастает его активность и самостоятельность. Малыш ищет контактов с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Он уже ходит, точно координирует движения, способен производить некоторые несложные действия. Однако организм малыша все еще хрупок и очень восприимчив к внешним воздействиям. Поэтому мы считаем, что нам необходимо постоянно укреплять здоровье ребенка, заниматься его физическим развитием. Игры и помогают учить детей выполнять различные действия с предметами: играть с мягкими игрушками, играть в мяч, взбираться на возвышения и сходить с него, скатываться с горки, самостоятельно играть с двигающимися игрушками. В процессе игр развиваем движения, характерные для ходьбы, ползания, лазанья, бросания, катания, но деятельность детей сама по себе еще проста и примитивна.
Публикация «Консультация „Организация подвижных игр детей раннего возраста в разное время года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Мы поощряем активность каждого ребенка, развиваем его стремление заниматься еще и еще. В этом нам помогают упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные движения. При этом даем детям возможность делать разнообразными способами действия, не требуя от сложного выполнения. И самое главное каждому малышу даем почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз все лучше.
Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные игры. При использование этого средства помогаем уделять особое внимание сюжетным или подражательным подвижным играм. С помощью игры осуществляем несколько задач – укрепляем, оздоровляем организм детей, развиваем движения, вызываем радостные переживания, воспитываем моральные качества.
Включая в план ту или иную игру, знаем, какие качества и навыки можем развить и закрепить с ее помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой метание, в одной – а в другой метание, в одной – от детей требуется выдержка, а в другой – ловкость. Игры отбираем в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимаем во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Учитываем и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала подбираем игру небольшой подвижности и проводим ее в кругу.
Собрать детей на игру можно разными приемами. В своей группе начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда звоним в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку, привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Собираем детей быстро (1—2 мин, потому что всякая задержка снижает интерес к игре. Прежде всего создаем у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Детям младшей группы показываем флажок, зайчика, мишку и тут же спрашиваем: «Хотите поиграть с ними?». Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный нами непосредственно перед игрой. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, размещаем и перемещаем детей, рассказывает, как нужно действовать. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо выделяем правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает мы сами воспитатели, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей : застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручаем эту роль самим детям. Размещаем площадку для игры заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздаем обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляем себя. Играя с младшими детьми, действуем наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководим игрой. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней детей, делает ее эмоциональнее.
К началу игры подаем команды или звуковые и зрительные сигналы: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не делаем громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
В ходе игры делаем указания как- так и перед ее повторением, оцениваем действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Во время игры регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры для малышей 6-8 минут. В младших группах заканчиваем игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В младшей группе игры проводим с детьми ежедневно, по две подвижные игры в день.
Мы считаем наиболее целесообразно проводить игры на свежем воздухе во время прогулки. В холодное время года и в дождливую погоду организуем в групповой комнате или зале. Предварительно помещение проветриваем, пол протираем влажной тряпкой. Игры проводим так, чтобы каждый ребенок в течении дня принял участие в организованной подвижной игре.
Игры проводим в разное время прогулки. Если участвуют все дети, то организуем их спустя некоторое время после выхода детей на прогулку, в начале ее. Игры с небольшими группами детей и индивидуальные проводим в течении всей прогулки. При этом мы знаем, что игра, затеянная нами с одним или несколькими детьми, очень часто развивается в общегрупповую, так как дети 3-го года активно включаются в коллективную двигательную активность.
Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенными соучастниками. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие, но на предложение наше поиграть вместе с другими детьми они отвечают отказом. Принуждение, торопливость не годятся. Постоянное общение с ребенком, ласка, внимание приводят к положительным результатам, и наши дети по собственному желанию включаются в игру.
В те дни, когда проводим занятия по физкультуре или музыкальные, подвижные игры на прогулке все равно проводим. Подбираем игры более спокойные
Во второй половине дня проводим игры разной подвижности.
Хотя у детей 3-го года развиваем интенсивные навыки общения в коллективе, ребенок этого возраста любит играть один, а двигательные задания с удовольствием выполняет вдвоем с воспитателем. Поэтому мы обязаны время от времени заниматься движениями с каждым ребенком в отдельности: играть с ним в мяч, покрутить обруч, бросать шишки. Особенно это важно для детей застенчивых, боязливых, обидчивых.
После 2.5 лет все более возрастает проявление самостоятельности ребенка в играх. Ребенка начинает занимать достижение результатов своих действий без помощи взрослого. Поэтому в подвижных играх даем ребенку возможность действовать самостоятельность там, где это возможно и безопасно.
При организации подвижных игр нам приходится принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Например, в зимнее время намечаем игры для проведения на участке, в которых активно участвуют все дети. Например, «Санный поезд» «Мороз – красный нос». Поочередное участие в игре приводит к тому, что они зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.
В жаркую погоду даем игры более спокойные, меньшей подвижности «Солнечные зайчики», «Бабочки» и т. д.
Подбираем игры учитываем также и сезонность. Летом, когда дети гуляют на участке используем такие игры, как «Ловля бабочек», «Догоните мяч».
Для зимнего времени подбираем игры, в которых можно использовать зимний материал – колобки, льдинки, снежные валы. В зимнее время следим за тем, чтобы дети не были слишком тепло одеты, так как лишняя одежда приводит к перегреву во время игры и охлаждению после ее окончания. Игру проводим преимущественно на воздухе. Необходимо, чтобы площадка для игр была ровной, хорошо утрамбованной.
В сухую теплую погоду ее хорошо подметаем и поливаем водой. Зимой участок очищаем от лишнего снега и смотрим, чтобы был хорошо освещен, чтобы дети могли им пользоваться во вторую половину дня.
Участок содержим в чистоте, его красиво оформляем. Для оформления участка зимой используем снег, лед, делаем фигуры; но площадку для игр оставляем свободной. В летнее время украшаем участок зелеными насаждениями, цветами. Красиво оформленный участок вызывает у детей желание гулять и играть на нем.
В нашей группе создана «Картотека подвижных игр», которая регулярно пополняется и обновляется. В «Картотеке» подвижных игр, где за основу взяты основные движения: ходьба, бег, равновесие, ползание и лазание, прыжки, бросание и ловля. Игры распределили по временам года и по месяцам. Пополняем игры, за счет придуманных нами стихов, принесенной в группу игрушке, сюжеты игры из повседневной жизни.