Юлия Махонина
Общение детей с ОНР со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка. Большинство исследователей, занимающихся вопросами общения детей раннего и дошкольного возраста, склоняются к мысли о том, что правильно организованное взаимодействие между детьми полезно для психического развития ребенка и формирования его личности. Трудности в общении у детей с ОНР могут возникать в результате несформированности коммуникативных навыков. Несмотря на то, что для полноценного психического развития дошкольника важен процесс общения со взрослыми и, прежде всего, с родителями, роль общения со сверстниками также велика : для формирования личности оно играет важнейшую роль, так как удовлетворяет потребности ребенка в равноправных отношениях, взаимопонимании и сотрудничестве, а также дает возможность иметь партнера в сюжетно-ролевых играх. В старшем дошкольном возрасте это позволяет проигрывать конкретные и обобщенные роли взрослых, усваивать нормы поведения и общения, т. е. Способствует формированию всех сфер личности.
Темочки:
Система работы по развитию коммуникабельных умений у детей, как с нормальным речевым развитием, так и с ОНР предполагает:
создание в группе атмосферы доверия
объединение детей в группу межличностных контактов
побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы.
Формирование личности ребенка с нарушениями речи может проводиться также, как и формирование личности нормально развивающегося ребенка, если педагог будет правильно направлять процесс создания и развития коллективных отношений и усиливать внимание к развитию речи детей. Это, в свою очередь, диктует необходимость проникновения педагога в структуру личностных отношений и определения положения в группе сверстников каждого ребенка.
Предлагаю использовать следующие игры и упражнения:
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ем несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Есть или нет?».
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны утверждением, то поднимают рук верх и кричат да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасть совершенно одинаковые рукавички.
«Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь он сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище, 2 рук. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, лечь, повернуться, порисовать и т. д.
Главное условие подбора игр – они должны носить развивающую функцию, а также вызывать интерес у детей. Если ребенок с трудностями в общении не захочет принять участие в каком-либо задании (чаще всего это совместные объединяющие игры, не стоит заставлять его «физически». В ходе игры ребенку может быть присвоена отдельная от общего действия роль; можно попросить его дать оценку выполнения задания, при этом педагог подчеркивает, что ребенок включен в совместную деятельность.
Учитывать индивидуальность и возрастные особенности детей
Проводить коррекционную работу, направленную на преодоление речевого дефекта.
Это особенно важно для детей с тяжелой степенью общего недоразвития речи, так как речевой дефект влияет на личностное развитие ребенка.